Наталья Мамченко,
Яна Собко
«Судебно-юридическая газета»
Как известно, со вступлением в силу приказа Генеральной прокуратуры Украины №205 от 16 июня 2016 года в органах прокуратуры Украины с 24 июня 2016 года был введен порядок тайной проверки порядочности прокуроров Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур и следственных органов.
30-дневный срок, отведенный прокурорам для подачи анкет добропорядочности, на данный момент истек, и анкеты уже опубликованы на сайте ГПУ. А вообще прокуроры Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур и следователи органов прокуратуры теперь должны подавать анкеты порядочности ежегодно до 1 февраля.
В анкете прокурор указывает, к примеру, что не совершал действий, порочащих звание прокурора, своевременно и достоверно задекларировал свое имущество, доходы и расходы, не совершал коррупционных правонарушений и не вмешивался в деятельность других прокуроров, что уровень его жизни соответствует имеющемуся имуществу и доходам, он добросовестно выполняет обязанности и придерживается присяги и т. п. В общем, прокурор должен подписаться под 7 утверждениями, а выводы о наличии/отсутствии фактов он должен сделать сам.
Похожая ситуация сложилась с выполнением Закона «Об очищении власти», когда каждый, кто подавал заявление, самостоятельно делал вывод о том, распространяются ли на него запреты, установленные законом.
Однако возникает вопрос: как ответы на вопросы в анкете могут вывести на чистую воду нечестных прокуроров?
Немало вопросов вызывает и сам порядок проведения тайной проверки добропорядочности. Она заключается в размещении анкет прокуроров на официальном сайте ГПУ и ожидании от граждан информации, которая может поставить под сомнение утверждения прокурора в заполненной им анкете. На такое ожидание отведено 6 месяцев. В случае получения компрометирующей информации рабочая группа по проверке добропорядочности прокуроров должна направить ее руководителю прокуратуры, в которой работает «нарушитель», а руководитель, в свою очередь, обязан решить вопрос о назначении служебной проверки. Но если полученная компрометирующая информация уже была когда-то предметом служебной проверки, независимо от ее полноты и беспристрастности, повторно она проверяться не может. Как не может проверяться и информация о действиях или бездействии прокурора, с момента совершения которых прошло 2 года.
В дальнейшем выводы таких расследований изучаются подразделением внутренней безопасности ГПУ. В случае его несогласия с заключением служебной проверки вывод может быть отменен. Правда, последствия отмены (например, повторная проверка, ответственность и т. д.) в нормативном акте не прописаны.
Если по результатам тайной проверки порядочности будут установлены признаки совершения дисциплинарного проступка, прокурора привлекут к ответственности. Непредоставление, несвоевременное предоставление анкеты также является основанием для привлечения лица к ответственности.
Подача анкет подлежит учету в реестре тайных проверок порядочности прокуроров. Ответственным за ведение такого реестра является подразделение внутренней безопасности.
Как видно, теперь к прокурорам не меньшие требования, чем к судьям. Их также будут проверять на порядочность, к примеру, в вопросе соответствия их и членов их семей уровня жизни имуществу и полученным доходам, как проверяют судей во время прохождения ими первичного квалификационного оценивания.
Подробнее о том, как проходит проверка и как уведомить о нечестном прокуроре, читайте в статье «Порядочны ли у нас прокуроры?».