Совладельцы многоквартирных домов сами будут решать, кто и на каких основаниях будет управлять их имуществом. Об этом сказала начальник управления жилищной политики департамента систем жизнеобеспечения и жилищной политики Минрегиона Светлана Старцева 24 марта при обсуждении Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» с херсонскими журналистами.
По ее словам, на сегодня 50% украинцев недовольны качеством работы ЖЭКов. И Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» направлен на урегулирование этой ситуации.
«Он должен обеспечить эффективное управление, содержание и эксплуатацию многоквартирных домов. Также он способствует развитию рынка предоставления услуг в жилищной сфере», — сказала Светлана Старцева.
Она отметила, что закон не ликвидирует ЖЭКи, как обслуживающие компании, а только выводит их в конкурентную среду.
«Закон в коем случае не заставляет совладельцев менять ЖЭК на другую обслуживающую компанию. Он только дает право жителям выбирать, кто и на каких основаниях управлять их имуществом. Если всех совладельцев дома удовлетворяет работа ЖЭКа, как управляющего, то они и в дальнейшем могут пользоваться его услугами», — отметила она.
Светлана Старцева напомнила, что в случае неопределенности совладельцев дома по поводу формы управления имуществом до 1 июля 2016 года исполнительные органы местной власти должны на конкурсной основе выбрать управляющего для такого дома.
Горсовет за месяц до проведения конкурса должен объявить его условия, а также определить и обнародовать, какие субъекты хозяйствования будут участвовать в конкурсе.
Если же определенный по конкурсу управляющий не удовлетворит совладельцев, то они в любой момент могут через общее собрание принять решение о расторжении договора. И потом с этим решением обратиться в орган местного самоуправления.
Она отметила, что первым шагом для проведения общего собрания совладельцев с целью избрания управляющего должно стать получение информации о владельцах недвижимости, а также площадь квартир и нежилых помещений дома.
«В частности, статьей Закона «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» установлено, что такую информацию совладельцы могут получать бесплатно из Госреестра прав на недвижимое имущество. Однако, здесь есть определенная проблема, поскольку информацию о владельцах недвижимости начали оцифровывать только с 2004-2008 гг. Следовательно, реестр неполный», — отметила Светлана Старцева.
В этом случае необходимо обратиться в органы местной власти, чтобы те помогли в получении такой информации в БТИ бесплатно.
Совладельцам также будет необходимо получить техническую документацию на дом.
«Документация нужна для осуществления подключения дома к общегородских сетей водо-, тепло-, электроснабжения, а также получения разрешения на сброс сточных вод в городскую сеть, осуществления техобслуживания лифтов и т.д.», — объяснила Светлана Старцева.
Она отметила, что поскольку балансодержатели домов определялись органами местного самоуправления, в случае отсутствия такой документации коммунальное предприятие совместно с органом местного самоуправления должно определить источник финансирования по ее восстановлению.