Громкое название, обещанный круглый стол вылились, как обычно, в говорильню под захватывающими заголовками. Именно такую характеристику можно дать прошедшему 24 февраля 2010 г. круглому столу, посвященному наболевшей теме для тысяч украинцев: «Обманывают ли операторы своих абонентов?». К сожалению, круглого стола не получилось не из-за отсутствия последнего (не только круглого стола, но и стола, как такового). Виною тому стали многочисленные «отсутствия» приглашенных к обсуждению участников. Надо отдать должное, что спасли ситуацию и.о. главы АМКУ Александр Мельниченко, помог ему в этом эксперт Nettion CG Роман Химич.
Понятно, что обозначенная в теме мероприятия проблема, не могла быть раскрыта полностью, в силу «наличия отсутствия» представителей всех сторон, участвующих в «телефонных правоотношениях». Не явились ни члены Национальной комиссии по регулированию связи, ни представители операторов мобильной и фиксированной связи.
В силу названных причин, круглый стол трансформировался в пресс-конференцию Александра Мельниченко и его содокладчика (либо контрдокладчика, оппонента, как вам будет угодно, дорогие читатели) Романа Химича.
Свое выступление глава АМКУ начал с того, что когда-то, когда еще все нынешние операторы получали в АМКУ разрешение (лицензию) на так называемую экономическую концентрацию, ведомство ставило перед ними основную задачу – осуществление добросовестной конкуренции и соблюдение культуры сосуществования на рынке услуг связи. По мнению А. Мельниченко, «жизнь берет свое, и сегодня рынок не лишен тех проблем, которые требуют деятельного вмешательства Антимонопольного комитета». Сегодняшняя борьба АМКУ направлена на рекламу операторов связи, которая может вводить абонентов в заблуждение. Александр Мельниченко обратил внимание собравшихся журналистов на изменения в рекламных роликах отечественных операторов: с экрана ушли маленькие буковки, содержащие информацию о дополнительной тарификации и др. К слову, те участники рынка телекоммуникаций, которые не вняли требованиям АМКУ, сейчас являются субъектами дел, возбужденных ведомством. В частности, в настоящее время возбуждено производство в отношении «Украинских радиосистем», «Голден Телекома» и «Utel».
К слову, одним из нарушений антимонопольного законодательства Украины является и установление операторами мобильной связи «нулевых тарифов», что рассматривается как проявление агрессивной практики, запрещенной правилами добросовестной конкуренции. В этой связи высказался и эксперт Роман Химич, который заявил, что отечественная «практика мобильных операторов характеризуется как агрессивная и предосудительная». По словам эксперта, наиболее популярные способы, которыми ювелирно пользуются операторы для выманивания наших кровно заработанных, это: «использование инструментов, затрудняющих определить реальную стоимость услуги; сокрытие или искажение информации об услуге; тарификация услуг; избыточное ценообразование; контент-реклама». Наибольшее распространение в деятельности операторов связи получила «хитрая тарификация». Р. Химич считает, что проблема, связанная с искоренением недобросовестной конкуренции и обмана абонентов сводится к отсутствию слаженной работы АМКУ и Национальной комиссии по регулированию связи, а также отсутствию специальной общественной организации, которая бы представляла и защищала интересы абонентов-потребителей услуг связи. Кстати, идею создания такой организации на уровне органов местного управления и самоуправления, поддерживает и глава АМКУ.
Это все, конечно, интересно, так сказать, в ознакомительно-информационных целях. Только вот какова реальная польза от проведенного мероприятия? Как и где нам, абонентам, получить реальную защиту от агрессии обслуживающих нас операторов? Подводя итог «не сложившегося круглого стола», но прошедшей пресс-конференции, очевиден вывод – констатация фактов не есть решение действительных проблем граждан. Что ж, будем ожидать создания очередной профильной общественной организации.