Министры финансов и главы центробанков стран G20 на встрече в Стамбуле 9-10 февраля обсудят ситуацию в мировой экономике в связи с падением цены на нефть, а также варианты реформирования Международного валютного фонда (МВФ) с учетом отсутствия ратификации 14-го пересмотра квот США.
"Дискуссия по мировой экономике будет идти в контексте ситуации со снижением цен на сырье и товары на мировых рынках и с учетом программы количественного смягчения, которая запускается в Евросоюзе", - сказал он.
ПЛЮС ИЛИ МИНУС
Как сообщил один из членов деллегации-участниц, будет, в частности, обсуждаться тема, является ли однозначно положительным моментом для мировой экономики падение цен на нефть или возможны и негативные последствия.
"У нас подход, что не стоит эти явления только со знаком плюса оценивать. Не стоит думать, что европейские страны и США будут однозначно выигрывать от этого. Посмотрим, на что выйдем, но в документах большинства международных организаций падение цен на нефть рассматривается как некий положительный фактор", - сказал он. Скорее всего, выводы "двадцатки" по данному вопросу найдут отражение в коммюнике.
По остальным традиционным вопросам повестки - рамочному соглашению по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста, развитию инвестиций, финансовому регулированию, налогообложению - обсуждение будет идти в развитие тех дискуссий, которые были начаты по ним год назад.
"Турция заявила, что этот год должен быть годом выполнения решений, принятых ранее. Так что это рабочие дискуссии, где будет определяться формат работы на текущий год для "двадцатки", - пояснил источник.
РЕФОРМА МВФ. НОВЫЙ СРОК
Международный валютный фонд (МВФ) и "двадцатка" все еще пытаются найти способ сдвинуть с мертвой точки реформу фонда, предусматривающую пересмотр квот в пользу развивающихся стран. Пока ему удается только переносить сроки ратификации решения 2010 года.
Реформа "пробуксовывает" уже пятый год. 14-й пересмотр квот должен был быть завершен еще в 2012 году, к январю 2013 года должна была быть разработана новая формула распределения квот, а к январю 2014 года проведен 15-й пересмотр. Однако сделать это без ратификации большинством стран-членов МВФ 14-го пересмотра невозможно.
США имеют квоту SDR 17,69% и 16,75% голосов, что обеспечивает им право вето в отношении ключевых решений фонда, требующих принятия большинством в 85% голосов. США до сих пор не ратифицировали пересмотр квот.
Чтобы преодолеть торможение реформ со стороны США, в апреле 2014 года было предложено разделить решения 2010 года об общем увеличении размера квот с 238,4 млрд SDR до 476,8 млрд SDR и о перераспределении более 6% квот от развитых стран развивающимся и принять их отдельно друг от друга. Для принятия решения об увеличении квот требуется ратификация его большинством в 70% голосов, то есть оно может быть проведено без учета мнения США. Перераспределение же квот требует ратификации большинством в 85% голосов, то есть без ратификации США оно не может быть осуществлено.
Однако на встрече в апреле 2014 года большинство стран - участниц МВФ пришло к выводу, что разделять это пакетное решение проблематично и нужно дать американцам еще один срок - до конца 2014 года.
Срок, данный американцам на ратификацию пересмотра до января 2015 года, истек. Теперь, по словам источника, МВФ предлагает продлить срок голосования по пакету 2010 года до конца 2015 года. "Это должно быть решение в формате МВФ, думаю, управляющие все одобрят", - отметил он.
ТРИ ПУТИ
Помимо этого, министрам для обсуждения будет предложено несколько вариантов разрешения сложившейся ситуации. Один из них - уже предлагавшееся разделение пакета решения 2010 года. "Мы не скрываем, что для нас этот вариант является наиболее оптимальным", - сказал источник.
Также есть предложение запустить процесс по 15-му пересмотру квот, не дожидаясь ратификации 14-го. Источник высказал сомнения, что такой вариант будет поддержан, велика вероятность скептических замечаний "о том, как можно обсуждать 15-й пересмотр, не договорившись о 14-м", хотя технически это возможно.
Третий вариант появился недавно и предусматривает принятие решения о единовременном увеличении части квот ряду стран. Как пояснил источник, речь идет о странах, увеличение квот которых в результате решения 2010 года должно было превысить 10%. "Этот вариант единовременного увеличения квоты для некоторых стран не представляет очень большого интереса, хотя и поддерживается рядом западных акционеров", - сказал он.
Россия не попадает в число стран, которым могла бы быть увеличена квота, так как в результате решения 2010 года ее квота должна вырасти на 8,5% - до 2,706% с 2,494%. "Мы в этом случае вообще ничего не выигрываем ни с какой точки зрения", - отметил источник из деллегации РФ.
По его мнению, в целом это предложение содержит не только положительные моменты. Так, страны, которым будет увеличена квота, должны будут согласиться на автоматическое продление двусторонних соглашений о займах, принятых в 2012 году. По этим соглашениям центральные банки обязались предоставить в случае необходимости ликвидность МВФ. Так, Банк России в случае необходимости обязался предоставить $10 млрд. Эти соглашения должны действовать еще год, после чего они пересматриваются либо достигаются другие договоренности.
АВТОМАТИЧЕСКИЕ NAB
Автоматический принцип продления предлагается установить и для новых соглашений о заимствованиях (New Arrangement to Borrow). "Страны БРИКС имеют в рамках этих соглашений право вето, могут заблокировать любое решение. Предлагается, чтобы эти NABы работали по схеме автоматического возобновления каждые 6 месяцев. В этом случае БРИКС теряет значительную часть своего влияния в рамках фонда", - отметил источник.
В случае принятия такого решения, полагает он, ряд акционеров, в первую очередь США, которые в меньшей степени поддерживают реформу 2010 года и увеличение доли emerging markets, получают "очень удобный аргумент в свою пользу, поскольку при автоматическом продлении не будет необходимости в квотных ресурсах". "Будет аргумент, что у МВФ и так достаточно денег. Естественно, это вариант абсолютно неприемлемый, и во всех документах "двадцатки" заявляется, что фонд должен остаться институтом, основывающемся на квотных ресурсах, а не на заимствованиях", - подчеркнул собеседник.
По его словам, к апрельской встрече в Вашингтоне G20 и менеджмент фонда должны постараться выйти на какой-то один вариант.
АВСТРАЛИЙСКИЙ ХАБ
На предстоящей встрече Австралия должна будет доложить о ходе создания в Сиднее глобального центра инфраструктуры. Лидеры G20 в ноябре 2014 года одобрили создание этого центра для поддержки инвестиций в инфраструктуру.
"Австралийцы должны будут доложить по ситуации, потому что они в ближайшее время должны будут представить уже свое видение и конкретные имена тех, кто войдет в руководящие органы, кто будет назначен в качестве управляющего директора", - сказал источник.
Сам центр должен будет начать работу в апреле. Предполагается, что он будет способствовать сотрудничеству между правительствами, частным сектором, банками развития и другими международными организациями для улучшения функционирования и финансирования рынков, связанных с инфраструктурными проектами.
Источник также отметил, что в этот раз не состоится министерской встречи в рамках Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР (БРИКС). На встрече на уровне заместителей министров пройдут переговоры по созданию банка БРИКС и пула валют.
Из двусторонних встреч пока планируется встреча российской делегации с делегацией Турции.