Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Предлагается эффективно противодействовать административным правонарушениям на государственной границе Украины и контролируемых пограничных районах на временно оккупированной территории Украины. В свою очередь это усилит надзор контрольных пунктов за въездом/выездом граждан.
Так, 23 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5442 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и некоторые другие законы Украины относительно обеспечения пограничной безопасности государства».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Николай Паламарчук и Виктор Король.
Нелегальная миграция и противодействие ей
Органы Госпогранслужбы на выполнение определенных законодательством Украины задач принимают активное участие в противодействии нелегальной миграции на государственной границе Украины и в пределах контролируемых пограничных районов. Однако, результаты реализации таких задач не всегда являются эффективными, прежде всего, через несовершенство и несоответствие законодательства о производстве по делам об административных правонарушениях в пограничной сфере условиям современности.
В частности, на сегодня Кодексу Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП) за совершение злостного неповиновения законному распоряжению или требованию военнослужащего или работника Госпогранслужбы определена ответственность в виде штрафа от 85 грн до 170 грн, а за нарушение иностранцами правил пребывания в Украине — от 510 грн до 850 грн.
Незаконное же пересечение государственной границы Украины или нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины или выезда с нее на сегодня карается штрафом от 1700 грн. При нынешней финансово-экономической ситуации такой размер штрафа (который имеет эквивалент от 4 до 60 евро) не является преградой и не сдерживает иностранца-правонарушителя от противоправных действий, а отсутствие в ч. 2 ст. 204-1 КуоАП (незаконное пересечение госграницы группой лиц) взыскание в виде административного ареста, в отличие от ч. 1 этой статьи, побуждает организаторов незаконной переправки лиц через государственную границу осуществлять именно групповое переправки нелегальных мигрантов.
Учитывая, что административные правонарушения, предусмотренные статьями 202, 203, 204-1, 204-2 КУоАП, являются нарушениями в сфере противодействия нелегальной миграции — глобальной проблемы современности, ответственность за их совершение должна быть приближена к санкциям за совершение коррупционных правонарушений, которые также несут в себе угрозы международного правопорядка.
Право на въезд в Украину иностранцев и/или лиц без гражданства
Согласно ст. 13-141 Закона Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», органы СБУ, Гостаможслужбы и Госпогранслужбы уполномочены при определенных обстоятельствах принимать решение относительно запрета въезда в Украину иностранцам и лицам без гражданства.
При этом, несмотря на принятые решения о запрете въезда в Украину, лица, в отношении которых они приняты, все равно пытаются въехать в Украину. Так, в течение 2015-2016 гг. органами Госпогранслужбы не пропущены в Украину более 2 тыс. таких человек. Однако, действующим законодательством не предусмотрена никакая ответственность за совершение иностранцами и лицами без гражданства таких действий. Поэтому предлагается установить такую ответственность, протоколы о которой будут иметь право составлять органы, уполномоченные законом принимать решение о запрете въезда.
Контроль за нелегальным перемещением лиц в зоне АТО
Кроме этого, Законом Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» не учтены основания для принятия решения в отношении иностранцев, которые в нарушение законодательства Украины посещают временно оккупированную территорию Автономного Крыма и Отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Также является неопределенным срок, на который может быть запрещен въезд в Украину иностранцам или лицам без гражданства, и отсутствует дифференцированный подход к установлению срока такого запрета в зависимости от обстоятельств совершенного нарушения.
«Временным порядком контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов вдоль линии столкновения в пределах Донецкой и Луганской областей, утвержденным приказом первого заместителя руководителя Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины (руководителя Антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей) от 12 июня 2015 года №415-оп (с последующими изменениями), предусмотрены соответствующие процедуры относительно перемещения лиц, транспортных средств и грузов в районе проведения антитеррористической операции», — отмечают народные депутаты.
Однако, отдельные граждане и субъекты предпринимательской деятельности пытаются нарушать установленный в районе проведения Антитеррористической операции порядок, перемещаются как в район проведения операции, так и вне установленных транспортных коридоров и КПВВ, чем создают угрозы жизни и здоровью себя и других лиц, а также значительно усложняют выполнение определенных задач органами, которые задействованы в соответствии с Законом Украины «О борьбе с терроризмом» как силы и средства АТО. Однако, привлечение лиц к ответственности за незаконное пересечение линии столкновения законодательством не определено. Составление протоколов о совершении таких правонарушений предлагается предоставить должностным лицам, которые непосредственно принимают участие в обеспечении проведения АТО — СБУ, Госпогранслужбы и Нацполиция.
Админштраф за пересечение границы
Согласно ч. 2 ст. 222-1 КУоАП, от имени органов Госпогранслужбы рассматривать дела о административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право начальники этих органов и их заместители, а также руководители подразделений органов охраны государственной границы и Морской охраны Госпогранслужбы, которые непосредственно выполняют задачи по охране государственной границы Украины.
Согласно определенных законодательством задач, органы Госпогранслужбы и их подразделения выполняют следующие задачи в круглосуточном режиме на различных участках ответственности вдоль линии государственной границы, в пунктах пропуска через государственную границу, а также других определенных местах, в т.ч. находясь в значительной удаленности от подразделений постоянной дислокации. При таких обстоятельствах рассмотрение дел об административных правонарушениях, определенным кругом уполномоченных лиц, в порядке и в сроки, предусмотренные КУоАП, значительно усложняется.
Кроме этого, с 10 февраля 2015 года, в соответствии с требованиями п. 2 Постановления Кабинета Министров Украины от 30 января 2015 года №38 «Некоторые вопросы повышения уровня национальной безопасности Украины», с целью обеспечения безопасности граждан, защиты их прав и свобод, законных интересов и исходя из принципов нерушимости государственной границы, территориальной целостности, политической и экономической независимости и суверенитета Украины в некоторых районах Донецкой и Луганской областей введен пограничный режим. Ответственность за его нарушение предусмотрена ст. 202 КУоАП, а противодействие этому правонарушению законодательством Украины отнесено к компетенции Госпогранслужбы.
«В то же время персонал Госпогранслужбы, который осуществляет контроль за соблюдением пограничного режима в контролируемых пограничных районах Донецкой и Луганской областей, согласно ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О Государственной пограничной службе Украины», осуществляет задачи по охране государственной границы, а меры, направленные на борьбу с терроризмом, а также пресечение деятельности незаконных военизированных или вооруженных формирований (групп), организованных групп и преступных организаций, нарушившие порядок пересечения государственной границы Украины, а потому на сегодня не уполномочен составлять соответствующие протоколы об административных правонарушениях по компетенции», — отмечают народные депутаты.
Органы по рассматриванию админнарушений
Как говорится в пояснительной записке, 18 ноября 2012 года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Министерства внутренних дел Украины, Министерства чрезвычайных ситуаций Украины, Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, других центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется через соответствующих министров» от 16 октября 2012 года №5459-VI, которым, в частности, право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 203, 204, 205 и 206 КУоАП, предоставлено Государственной миграционной службе Украины — центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сферах миграции (иммиграции и эмиграции), в т.ч. противодействия нелегальной (незаконной) миграции, гражданства, регистрации физических лиц. До этих изменений такое право имели суды.
Вместе с тем, внесение технических изменений, связанное с подведомственностью данной категории дел об административных правонарушениях, в отношении исключения ч. 1 статей 203, 204, 205 и 206 КУоАП, ч. 1 ст. 255 КУоАП и включения ч. 2 той же статьи, не осуществлено.
Госпрогранслужба и составление протоколов
Кроме этого, до внесения в законодательство указанных изменений органы Госпогранслужбы имели право составлять протоколы о совершении иностранцами и лицами без гражданства правонарушения, предусмотренное ч. 1 ст. 203 КУоАП, которое выявлялись в контролируемых пограничных районах, что, как правило, значительно удалены от места дислокации территориальных подразделений миграционной службы. В результате такой деятельности к административной ответственности за это правонарушение ежегодно привлекалось до 1,5 тыс. лиц с постепенным уменьшением этого количества на 10-15%. Такая деятельность пограничников демонстрирует ее положительное влияние на миграционное состояние пограничья.
Указанное правонарушение, аналогичное тому, что предусмотрено ч. 2 ст. 203 КУоАП, за исключением того, что последнее оказывается в пунктах пропуска через государственную границу и рассматривается уполномоченными лицами Госпогранслужбы на месте выявления правонарушения во время непосредственного следования лица через государственную границу на выезд из Украины. Ежегодно количество таких правонарушений выявляется около 25 тыс. Процедура документирования правонарушения требует определенного времени, а отправление транспортных средств ограничено соответствующим расписанием. Из-за этого пассажиры вынуждены откладывать выезд и испытывают неизбежные убытки. В связи с этим возникает настоятельная необходимость включения данного правонарушения в перечень таких, которые не требуют составления протокола об административном правонарушении в случае, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и административное взыскание, которое на нее накладывается.
Невозможность противодействовать нарушениям границы
Пояснительная записка отмечает следующее, что 27 апреля 2014 года вступил в силу Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», которым в связи с невозможностью осуществления правосудия судами в АР Крым и г. Севастополь изменена территориальная подсудность всех судебных дел, подсудные этим судам по уголовным, гражданским, хозяйственным и административным делам. Однако, подсудность судебных дел об административных правонарушениях не изменена. Это не дает возможности органам Госпогранслужбы эффективно противодействовать административным правонарушением, предусмотренным ст. 204-2 КУоАП «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее», которые обнаруживаются не только в Контрольном пункте вьезда на административной границе между АР Крым и материковой частью Украины, но и в других пунктах пропуска через государственную границу уже после незаконного попадания ими на территорию других государств с АР Крым.
Ранее «Судебно-юридической газетой» был рассмотрен законопроект №5441 «О внесении изменений в ст. 12 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины». Более подробно по ссылке.
Также органы охраны государственной границы в действующих пунктах пропуска материковой части Украины выявляют факты незаконного пересечения капитанами морских судов государственной границы Украины путем выхода за пределы территориального моря Украины с АР Крым без прохождения погранично-таможенного оформления. Такие действия квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное ст. 204-1 КУоАП, а также связанные с нарушением таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена ст. 482 Таможенного кодекса Украины. Рассмотрение этой категории дел на сегодня относится к исключительной компетенции судов, расположенных на территории АР Крым.
Два новых вида админответственности
Целью проекта является внесение изменений в статьи 185-10, 203, 204-1, 204-2, 222-1, 255, 258 и 276 КУоАП, установка двух новых видов административной ответственности (статьи 203-1 и 204-4 КУоАП), а также дополнений к Законам Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», «О Государственной пограничной службе Украины», «Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства» и «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» для совершенствования мер, принимаемых Госпогранслужбой в противодействии нелегальной миграции на государственной границе и прочим правонарушениям в пограничной сфере.
Также предлагается внести следующие изменения в кодекс Украины об административных правонарушениях и изменить следующие строки:
Более подробно с предлагаемыми изменения и админответственностью можно ознакомится по ссылке.
Нарушения государственной границы могут уменьшиться
Принятие проекта Закона Украины «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и некоторые другие законы Украины относительно обеспечения пограничной безопасности государства» позволит внести необходимые изменения в некоторые законодательные акты Украины и позволит эффективно противодействовать административным правонарушениям на государственной границе Украины, контролируемых пограничных районах, а также в контрольных пунктах въезда и/или выезда на/из временно оккупированной территории Украины.