Андрей Кривещенко,
«Судебно-юридическая газета»
Верховная Рада Украины предлагает урегулировать правовой статус лиц, пропавших без вести, и предоставить правовую защиту родственникам таких лиц.
Также предлагается урегулировать вопросы розыска пропавших в соответствии со стандартами международного гуманитарного права, международного права прав человека и рекомендаций Совета Европы.
Так, 22 ноября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5435 «О правовом статусе лиц, пропавших без вести».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Ирина Геращенко, Мария Ионова, Ирина Луценко, Ирина Фриз, Андрей Тетерук, Олексей Рябчин и Сергей Мельничук.
Пропажа людей — проблема в законодательстве
Отсутствие надлежащего регулирования правового статуса лиц, пропавших без вести, является пробелом действующего законодательства Украины, необходимость устранения которого обострилась в связи с вооруженным конфликтом в Автономной Республике Крым и на востоке Украины.
Как и раненые, больные, лишенные свободы и погибшие, пропавшие без вести являются пострадавшими от конфликта лицами и имеют право на уважение и защиту. Однако, в настоящее время этой категории лиц уделяется недостаточно внимания. Более того, возможное участие родственников лиц, пропавших без вести, в восстановлении жизни общества фактически нивелируется.
Эта проблема, связанная со значительными страданиями как отдельных лиц, так и общества в целом, имеет долгосрочные последствия, которые охватят и постконфликтный период.
Органы государственной власти отвечают за судьбу человека
Как свидетельствуют примеры Балкан, Колумбии, Нагорного Карабаха, Южной Осетии, необходимым условием для реинтеграции пострадавших в результате конфликта лиц в обществе, а также их личной реабилитации, является получение информации о том, что случилось с их близкими, которые пропали без вести. Важная роль в сборе и предоставлении такой информации принадлежит органам государственной власти.
Международное гуманитарное право и международное право прав человека содержат нормы, регулирующие вопросы защиты лиц, пропавших без вести, и их родственников, обязывая органы государственной власти принимать все возможные меры для предупреждения случаев пропажи без вести и устранения их последствий как в мирное время, так и во время вооруженного конфликта и других ситуаций насилия.
В конечном итоге именно органы государственной власти отвечают за выяснение судьбы лица, пропавшего без вести, установления ее местонахождения и предоставления этой информации ее родственникам.
Право знать о судьбе пропавших родственников, предусмотренное международным гуманитарным правом, является ключевым аспектом в этом контексте. С целью надлежащего обеспечения этого права возникает необходимость создания механизма, который будет регулировать процедуру поиска лиц, пропавших без вести на национальном уровне.
Рекомендации относительно необходимости создания такого механизма предоставлялись Украине еще в мирное время, в частности, во время проведения круглого стола на тему: «Правовой статус лиц, пропавших без вести в зонах вооруженных конфликтов», организованного Министерством юстиции Украины и Региональной делегацией Международного Комитета Красного Креста — независимой и нейтральной организацией, которая обеспечивает гуманитарную защиту и помощь жертвам вооруженных конфликтов и других ситуаций насилия — в декабре 2007 года.
В частности, Международным Комитетом Красного Креста было предложено создать государственный орган, ответственный за розыск лиц, пропавших без вести в результате вооруженного конфликта или насилия внутри государства, и защиту прав их родственников, или, в качестве альтернативы, наделить этими полномочиями уже существующий орган исполнительной власти.
Кроме этого, Комитетом было рекомендовано создать Единый реестр данных о лицах, пропавших без вести (как военнослужащих, так и гражданских лиц), для эффективного розыска и выяснения их судьбы.
Международные организации о правовом статусе
На необходимость урегулирования правового статуса лиц, пропавших без вести и создание эффективных механизмов для их розыска, подчеркивает и Парламентская Ассамблея Совета Европы. В частности, в своей Резолюции 2067 (2015 год) под названием «Пропавшие лица во время конфликта в Украине» ПАСЕ призвала органы украинской власти создать специализированный правительственный орган, которому было бы поручено заниматься координацией работы всех государственных и неправительственных организаций, работающих в проблематике лиц, пропавших без вести; ввести в законодательство положения, гарантирующие право лиц знать о том, что произошло с их родственниками, пропавшими без вести в связи с вооруженным конфликтом или внутренним насилием, в соответствии с соответствующими положениями международного гуманитарного права, а также рассмотреть вопрос о принятии специального закона о лицах, пропавших без вести.
Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине в своих докладах неоднократно обращала внимание на значительное количество лиц, пропавших без вести в связи с вооруженным конфликтом на территории Украины, подчеркивая отсутствие информации о таких лицах у их родственников, которые их разыскивают.
На сегодня эти рекомендации должным образом не выполнены, поскольку вопрос лиц, пропавших без вести, в полной мере не относится к компетенции ни одного из министерств или других центральных органов исполнительной власти и не координируется на общегосударственном уровне. Отдельные мероприятия в этом контексте не имеют системного характера.
Следовательно, принимая во внимание существующий вооруженный конфликт на территории Украины и его последствия как для населения в целом, так и для отдельных лиц, наиболее целесообразным является принятие отдельного закона, который будет определять правовой статус лиц, пропавших без вести, и обеспечивать правовое регулирование отношений, связанных с учетом этих лиц и их розыском, с целью максимального преодоления разрушительных последствий конфликта.
Правовой статус пропавших без вести
Целью законопроекта является определение правового статуса лиц, пропавших без вести, и обеспечение правового регулирования отношений, связанных с учетом этих лиц и их розыском, с целью максимального преодоления разрушительных последствий конфликта.
Законопроект направлен на имплементацию международных договоров международного гуманитарного права и международного права прав человека в отношении защиты лиц, пропавших без вести, и их родственников, участницей которых является Украина.
Законодательные нормы по защите пропавших лиц
При разработке законопроекта за основу были взяты руководящие принципы/модельный закон о лицах, пропавших без вести, разработанные Международным Комитетом Красного Креста и содержащие базовые нормы, предназначенные для использования любым государством мира во время разработки законодательства, целью которого является защита лиц, пропавших без вести.
Эти нормы отражены в законопроекте с учетом существующей нормативно-правовой базы Украины.
Законопроект дает определение понятия «лицо, которое исчезло без вести» в контексте международного гуманитарного права, закрепляет права таких лиц и предоставляет им соответствующую защиту.
Таким образом, кроме уже существующего понятия «безвестно отсутствующее лицо», содержащееся в Гражданском кодексе Украины, законодательство Украины будет включать в себя также понятие «лицо, пропавшее без вести», что является критически необходимым как в нынешней ситуации вооруженного конфликта, так и в дальнейшем постконфликтном восстановлении.
Законопроект закрепляет право людей знать о судьбе своих пропавших родственников, что является базовой нормой для защиты их прав, связанных с правовым статусом лица, пропавшего без вести.
Законопроект определяет процедуру розыска лиц, пропавших без вести, — от подачи заявления о розыске и до его прекращения.
С целью розыска лиц, пропавших без вести, в связи с вооруженным конфликтом создается Комиссия по вопросам лиц, пропавших без вести, — орган, отвечающий за выяснение судьбы и местонахождение таких лиц.
Комиссия является держателем Единого реестра данных о лицах, пропавших без вести, в котором содержится информация, необходимая для розыска таких лиц, что собирается с целью установления их местонахождения и идентификации неопознанных останков.
На выполнение своих функций Комиссия сотрудничает со всеми органами государственной власти, международными и общественными организациями, занимающимися вопросами лиц, пропавших без вести. Детальное регулирование особенностей функционирования Комиссии по вопросам лиц, пропавших без вести, предлагается определить соответствующим Постановлением Кабинета Министров Украины.
Принятие законопроекта урегулирует необходимое
Принятие законопроекта позволит урегулировать правовой статус лиц, пропавших без вести; обеспечить надлежащую правовую защиту таких лиц и их родственников; урегулировать вопросы их розыска в соответствии со стандартами международного гуманитарного права, международного права прав человека и рекомендаций Совета Европы.