Документом предусмотрено совершенствование системы госрегистрации прав на недвижимое имущество.
Об этом на странице в Facebook заявил заместитель министра юстиции по вопросам государственной регистрации Павел Мороз.
Что изменит закон для бизнеса?
«Ключевое — надежная защита активов от несанкционированного отчуждения. За попытку незаконного захвата значительно усиливается ответственность для всех причастных», — объясняет «Экономическая правда» со ссылкой на замминистра.
Максимальный срок заключения может достигать до десяти лет.
Регистрационные действия в отношении юридических лиц возможно проводить исключительно в пределах области.
«Положение исключает распространенный тип злоупотребления, когда регистратор во Львове осуществляет незаконные регистрационные действия в отношении имущества в Харьковской области», — отмечает Павел Мороз.
Электронная цифровая подпись (далее — ЭЦП) предоставляется только при личном присутствии подписчиков, в т.ч. должностных лиц предприятий.
Соответственно, это предупредит случаи, когда посторонние лица получали ЭЦП без ведома директоров и главных бухгалтеров, в дальнейшем используя для избавления бизнеса от накопленного налогового кредита, возмещение НДС и несанкционированное перечисление денежных средств.
«Отныне нотариальное удостоверение подписей председателя, секретаря или участников собрания на протоколе и на учредительных документах при внесении изменений обязательна. Т.е. «перерегистрировать» активы на основании «филькиной грамоты» больше никто не сможет. Фактически это положение исключает одну из ключевых рейдерских схем», — добавил замглавы.
Что изменит закон для рядового украинца?
Павел Мороз уверяет, что появится уверенность, что надлежащая гражданину квартира не будет передана другому лицу в то время, когда гражданин в ней живет и ни о чем не подозревает.
«Теперь при регистрации недвижимости владелец может получить бумажное подтверждение собственности с подписью и печатью регистратора», — пояснил замминистра.
Принцип экстерриториальности сужен: нотариусы могут осуществлять регистрационные действия в отношении недвижимого имущества в пределах области, кроме случаев, когда регистрационное действие совершается сразу после нотариального.
Следующие положения касаются двух представленных сфер деятельности. Они усиливают контроль за действиями нотариусов и государственных регистраторов.
«Это совершенно не означает, что власть начнет вмешиваться в работу нотариусов или регистраторов. Мы на законодательном уровне определили, что означает термин «камеральная проверка», и получили полномочия ее осуществлять», — заявил Павел Мороз.
Столь отдаленная «слежка» за работой нотариусов и государственных регистраторов позволит уменьшить количество злоупотреблений и привлекать к ответственности злостных нарушителей закона. Таким образом, как считает замминистра, «возможно мы достигли одну из важнейших целей в сфере защиты прав собственности — ликвидацию явления «черные нотариусы».
При обнаружении грубых нарушений закона в Министерство юстиции появляется возможность привлекать к ответственности государственных регистраторов и даже делать представления об аннулировании свидетельства нотариуса.
«Далее мы будем передавать в рамках подписанного Меморандума о сотрудничестве с Национальной полицией все материалы в правоохранительные органы для проведения расследований и информировать о результатах проверки владельцев имущества», — добавил Павел Мороз.
Срок подачи жалобы в комиссию по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации продлен с 30 до 60 дней.
«Это важно, ведь были случаи, когда заявитель обращался в комиссию с жалобой, которая была составлена с нарушением требований, не успевал исправить формальные ошибки и подать отредактированную жалобу в комиссию в установленный законом срок. Т.е. отныне, если все же кто-то под угрозой заключения, штрафов и лишения профессии решится осуществить попытку захвата имущества, то у гражданина будет больше шансов найти справедливость в Минюсте», — говорит замглавы Минюста.
Важное нововведение для всех сфер: когда регистратор получает пакет документов для проведения регистрационного действия, то он обязан уведомить об этом собственника имущества, в отношении которого будет совершено регистрационное действие.
Если владелец считает проведение этой регистрационного действия рейдерским захватом, то он может подать заявление о запрете совершения такого действия. Параллельно владелец обязан обратиться в суд для наложения судебного запрета.
Регистрационные действия на основании решений судов будут проводиться исключительно на основании решений, полученных в результате информационного взаимодействия Государственного реестра прав и Единого государственного реестра судебных решений без подачи соответствующего заявления.
Т.е. регистраторы при органах местного самоуправления и районных государственных администрациях будут самостоятельно вносить изменения в реестр без заявления и сбора. Эта норма будет работать с момента запуска технического взаимодействия между этими реестрами.
Что изменит закон для общественных и благотворительных организаций?
«Минюст понимает важность деятельности представленного типа организаций для развития гражданского общества, поэтому сделали все от нас зависящее для лоббирования интересов общественного сектора», — заявил Павел Мороз.
По новому закону представители общественных объединений не должны нотариально заверять подписи в решении о внесении изменений и учредительных документах, кроме случаев, когда они самостоятельно устанавливают такое требование в своих учредительных документах. Эта норма позволит не обременять организации лишними платежами.
Следующий важный момент — уменьшение платы за внесение изменений в учредительные документы в три раза, что также устраняет лишние расходы.
Последняя веская перемена — прекращение членства руководителя или заместителя общественной организации возможно лишь в случае избрания на руководящую должность нового лица.
Замминистра убежден: как только закон вступит в силу, Украина перейдет в качественно новую плоскость развития нашего государства.