Андрей Кривещенко,
Мария Мисюра,
«Судебно-юридическая газета»
Проблема с функциями и полномочиями прокуратуры будет разрешена.
Так, в начале октября 2016 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №5177-1 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» (в части реформирования прокуратуры в соответствии с европейскими стандартами)».
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Елена Сотник, Оксана Сыроид, Виктор Чумак, Наталья Новак, Игорь Попов, Мустафа-Маси Найем, Владислав Голуб и Павел Костенко.
Прокурорская роль будет определена
Как объясняется в пояснительной записке, принятие законопроекта обусловлено необходимостью законодательного согласования в части обеспечения реализации функций прокуратуры, норм законодательства Украины и Конституции Украины, положения которой были изменены в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» (относительно правосудия)».
Изменения в Конституцию Украины вступили в силу 30 сентября 2016 года. В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» (относительно правосудия)» меняется институциональный подход к деятельности органов прокуратуры, определение их юридического статуса в Украине и порядке реализации функций.
В частности, в соответствии с принятыми положениями Конституции Украины исключается надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (так называемый «общий надзор»); надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Вследствие принятых изменений органы прокуратуры получили процессуальные инструменты для выполнения основной функции прокуратуры — поддержание обвинения в суде и процессуальное руководство досудебным расследованием.
В связи с введением изменений в Конституцию Украины относительно правосудия в части обеспечения реализации функций прокуратуры возникла необходимость на законодательном уровне согласования норм Основного Закона Украины и некоторых законодательных актов Украины во избежание коллизий в правопонимании.
Как будет работать прокуратура?
Предложенные изменения в законодательство Украины относительно функционирования прокуратуры заключаются в следующем:
1) изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Украины — обновление задача прокурора на организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, обвинение, решение в соответствии с законом других вопросов в ходе уголовного производства, изменение определения с «государственного» на «публичное», надзор за негласными и другими следователями и розыскными действиями органов правопорядка, переименование должности на «Генеральный прокурор», исключение надзора за соблюдением законов при проведении досудебного расследования, определение прокурора как единого субъекта обращения и представительства от имени органов прокуратуры в суде;
2) изменения в Гражданско-процессуальный кодекс Украины — определение случае, при котором прокурор вправе обратиться в суд в интересах государства, в частности, при отсутствии органа, уполномоченного государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях, а также включено конституционное изменение по исключительному представительству прокурора в суде по делам по его искам;
3) изменения в Хозяйственный процессуальный кодекс Украины — определение случая, при котором прокурор вправе обратиться в хозяйственный суд в интересах государства, в частности, при отсутствии органа, уполномоченного государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях, а также включено конституционное изменение по исключительному представительству прокурора в суде в делах по его искам;
4) изменения в Кодекс административного судопроизводства Украины — определение случая, при котором прокурор вправе обратиться в административный суд в интересах государства, в частности, при отсутствии органа, уполномоченного государством осуществлять соответствующие функции в спорных отношениях, а также включено конституционное изменение по исключительному представительству прокурора в административном суде в делах по его искам;
5) изменения в Уголовно-исполнительный кодекс Украины — исключение полномочий генерального прокурора, а также других прокуроров по осуществлению надзора за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан (однако, к моменту создания двойной системы регулярных пенитенциарных инспекций указана функция прокуратуры продолжает действовать);
6) изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях — исключаются полномочия на осуществление общего надзора органами прокуратуры по административным делам, уточняются полномочия прокурора в соответствии с изменениями, внесенными в Конституцию Украины в части обращения в суд с обжалованием постановления по делу об административном правонарушении;
7) изменения в Закон Украины «О прокуратуре» — обновление задачи прокурора на организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, обвинение, решение в соответствии с законом других вопросов в ходе уголовного производства, изменение определения с «государственного» на «публичное», надзор за негласными и другими следователями и розыскными действиями органов правопорядка, переименование должности на «Генеральный прокурор», исключение полномочий надзора за соблюдением законов при проведении досудебного расследования, регламентация конкурсной процедуры избрания генерального прокурора.
8) изменения в Закон Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» — отмежевание негласных следственных действий от оперативно-розыскных мероприятий, исключение тождества оснований для проведения негласных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, а также детализация перечня оперативно-розыскных мероприятий. Предложенные изменения устранят риски нарушения прав человека в случаях необоснованного использования материалов ОРД, которые не имеют процессуального связи с уголовными производствами. Кроме этого, прокуратура как институт системы правосудия должна придерживаться принципа баланса и согласованности действий по следственным судьям;
9) изменения в Закон Украины «О Службе безопасности Украины» — уточнение полномочий Службы безопасности Украины в случае проведения мероприятий по борьбе с терроризмом и финансированием террористической деятельности в части проведения оперативно-розыскных мероприятий, в т.ч. будут проводиться розыскные действия;
10) изменения в Закон Украины «О контрразведывательной деятельности» — уточнение полномочий органов, подразделений и сотрудников Службы безопасности Украины о проведении розыскных действий в ходе контрразведывательной деятельности;
11) изменения в Закон Украины «О борьбе с терроризмом» — уточнение названия должности генерального прокурора в соответствии с изменениями в Конституции Украины.
Что даст закон?
«Принятие законопроекта в представленной редакции обеспечит системность, полноту, четкость и непротиворечивость конституционного регулирования деятельности, юридического статуса, функций органов в корреляционной связи с другими законодательными актами Украины.
Предусмотренные изменения будут способствовать согласованию положений Конституции Украины с законодательными актами в части регулирования деятельности прокуратуры, которая обеспечит единый подход в реализации основных задач, назначения и функционирования прокуратуры», — подчеркивают народные депутаты.