Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Ни для кого не секрет, что национальная система здравоохранения в Украине не удовлетворяет потребности населения. Кроме этого, в последние годы сфера здравоохранения, как и остальные отрасли, несет бремя кризиса украинской экономики и тяготы военного положения.
Сегодня в Украине действует постсоветская медицинская система, которая на бумаге гарантирует людям бесплатное лечение. Фактически государство не в состоянии выполнять эти обязательства, ведь просто не имеет достаточно средств на оплату всех необходимых медицинских услуг для населения.
Если кратко говорить об идее реформирования в сфере здравоохранения, то получается, что все реформы сводятся к тому, что бесплатная медицина — это пережиток прошлого, а будущее как раз за платным доктором и, соответственно, за платными медицинскими услугами. Правда, говорить об этом предпочитают между строк предлагаемых законопроектов, видимо, чтобы лишний раз не травмировать и без того озлобленных на сегодняшнюю медицину украинцев. Ответы на вопросы, станут ли наши доктора более профессиональными, услуги — более качественными, а пациент — более защищенным в результате таких преобразований, пока остаются под большим сомнением.
Как уже было сказано выше, предложенная медицинская реформа прописана в нескольких законопроектах, но основные принципы содержатся в законопроектах №4456 «Об организации медицинского обслуживания населения в Украине» и №2409 «Об основах государственной политики здравоохранения». Первый названный документ, в случае его принятия, своими нормами фактически узаконит платные услуги в медицине. Причем, как говорят в профильном комитете, у него очень большие шансы быть принятым.
Можно отметить, что законопроект дает толкование множеству терминов, конкретизирует понятие «медицинская помощь», узаконивает новое понятие «медицинская услуга». Однако, в рамках новых и старых понятий не совсем конкретизуется, какие услуги могут остаться бесплатными, а за что придется официально платить. Отметим, что эти и многие другие новые понятия, а также старые, но с расширенной формулировкой, прописаны и в иных законопроектах, связанных с реформой украинской медицины. Ряд замечаний экспертов, изучавших законопроект, касались именно терминологии.
«Замечания вызывает терминология законопроекта. В частности, определения некоторых терминов выглядят чрезмерно громоздкими и такими, которые не отражают в полной мере их содержание», — говорится в выводе Главного научно-экспертного управления Верховной Рады. Специалисты отметили, что отдельные из терминов требуют редакционной корректировки, поскольку выглядят малопонятными.
Что же касается вышеупомянутого понятия «медицинская услуга», а, согласно нормам законопроекта №4456, это «последовательно определенные действия или комплекс действий субъекта хозяйствования в сфере здравоохранения, направленные на профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию в связи с болезнями, травмами, отравлением и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами, которые имеют самостоятельное значение и используются как основа планирования их объема и стоимости», то данное толкование вызвало массу споров как среди юристов, так и среди общественности.
Именно из содержания цитируемого выше определения вытекает платный характер медицинских услуг, с чем вряд ли можно согласиться, поскольку стоимость не может считаться определяющим признаком медицинской услуги. Ведь пока не все медицинские услуги являются платными, а таковыми их хотят сделать. Кроме этого, такой подход не согласуется с Конституцией Украины, согласно которой медицинская помощь в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно. «Я уверен, что ст. 49 Конституции Украины, гласящую, что каждый украинец имеет право на бесплатную медицинскую помощь, нельзя упразднять. Это важный социальный момент», — высказывает свое мнение народный депутат Украины Андрей Шипко.
«Все же в нынешнее время, когда украинцам тяжело выживать, делать медицину полностью платной нельзя. Должен остаться перечень услуг, которые каждый может получить бесплатно. Кроме этого, уверен, что первая медицинская помощь, т.н. «экстренная помощь–, должна быть бесплатной», — сказал столичный врач общей практики семейной медицины Николай Леончук.
Однако, законодатель, опять же, между строк законопроекта, настаивает на том, что медицинская помощь слишком дорогая, чтобы быть бесплатной.
В рамках законопроекта достаточно размыто выписана та часть норм, которые отвечают за перечень гарантированных услуг: «Медицинская помощь в пределах объемов, гарантированных государством, предоставляется в учреждениях здравоохранения, с которыми главными распорядителями бюджетных средств заключены договоры о медицинском обслуживании населения».
Эксперты и юристы отмечают, что предложенная норма не согласуется с природой бюджетных отношений, возникающих между государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения и главными распорядителями бюджетных средств, и напоминают, что такие взаимоотношения на сегодня регулируются нормами Бюджетного кодекса Украины. Речь идет, прежде всего, о том, что отношения между главным распорядителем бюджетных средств (бюджетным учреждением в лице его руководителя, уполномоченного на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов бюджета — ныне Минздрав) и государственными (коммунальными) учреждениями здравоохранения по финансированию последних за счет бюджетных назначений не могут строиться на договорной частно-правовой основе. Ведь определенные субъекты находятся между собой в отношениях субординации (подчинения), что исключает юридическое равенство сторон, которая характерна для частно-правовых отношений.
Кроме этого, здесь следует учесть, что государственные и коммунальные учреждения здравоохранения являются бюджетными учреждениями, которые создаются соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления и которые содержатся за счет, соответственно, Государственного или местного бюджетов. Эти бюджеты утверждаются Законом о Государственном бюджете Украины и решениями соответствующих местных советов о местных бюджетах. В этом смысле, очевидно, что государственные и коммунальные учреждения здравоохранения как учреждения для осуществления своих функций финансируются из соответствующих бюджетов, независимо от наличия договора, о котором говорится в законопроекте.
Все вышеописанное говорит о том, что, во-первых, нормы законопроекта не согласуются с положениями Бюджетного кодекса Украины, и, во-вторых, содержат большие коррупционные риски.
Так, например, для порядка Минздрав может определить одну городскую и одну областную больницу, где больной сможет получить бесплатную консультацию и основной набор медицинских услуг, но там кроме прочих неудобств будут такие очереди, что вряд ли больной успеет получить помощь вовремя. А, как результат, украинцы в рамках закона могут остаться в ситуации, когда в остальных больницах и поликлиниках бесплатно врач просто выслушает жалобу. Если же в процессе приема придется пациента прослушать, проверить зрение, посмотреть горло, и тем более, сделать рентген, то все это уже будет считаться «медицинской услугой», за которую придется заплатить.
В чем причина такого положения вещей и есть ли выход из ситуации, читайте в статье «Лечиться даром — это даром лечиться!».