На рассмотрении Верховной Рады Украины сейчас находится законопроект №4182 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно оспаривания решения о принятии закона в целом». Этот проект зарегистрирован 9 марта 2016 года и на данный момент проходит стадию рассмотрения комитетами ВР.
Основным его нововведением является возможность оспорить решение законодательного органа страны о принятии закона в целом в Высшем административном суде Украины.
Механизм, предложенный в законопроекте №4182, выглядит следующим образом. Народный депутат в течение двух дней со дня принятия парламентом решения, которое он предполагает обжаловать, подает административный иск в Высший административный суд Украины. Нормы законопроекта предполагают, что ВАСУ принимает заявление народного депутата к рассмотрению независимо от уплаты судебного сбора на момент его подачи.
Далее суд безотлагательно уведомляет Верховную Раду об открытии производства и обязует ее в течение двух часов с момента получения уведомления опубликовать информацию об этом на официальном сайте (в базе данных законопроектов). Дело рассматривается ВАСУ коллегиально, в составе не менее пяти судей, в срок не более двух дней с момента получения иска. Согласно законопроекту, отсутствие в судебном заседании лиц, уведомленных соответствующим образом, не препятствует проведению заседания.
Законопроект предусматривает, что ВАСУ может признать решение Верховной Рады о принятии закона в целом незаконным и отменить его по ряду причин. Среди них: обнаружение факта того, что один народный депутат проголосовал за другого на любой стадии рассмотрения законопроекта; нарушение регламента ВР при принятии законопроекта в целом; нарушение сроков внесения альтернативных законопроектов и поправок к законопроектам; нарушение порядка рассмотрения законопроектов во втором чтении или тот факт, что на рассмотрение подан законопроект, который был отклонен на текущей сессии ВР. Основания для отмены решения ВРУ Высшим административным судом законопроект предлагает зафиксировать как в КАСУ, так и в регламенте Верховной Рады Украины.
Кроме этого, в документе предлагается внести изменения в регламент ВР, которые устанавливают строк не менее пяти и не более десяти дней для того, чтобы текст закона, принятого в целом Верховной Радой, был передан на подпись ее председателю. Это можно осуществить при условии, что ни одни из народных депутатов Украины не подал в двухдневный срок заявление в ВАСУ по описанному выше механизму, или же в удовлетворении иска Высшим административным судом было отказано.
В случае отмены решения ВР о принятии закона в целом законопроект рассматривается со стадии того же чтения, на котором были выявлены правонарушения. В формулировке законопроекта это решение не может быть оспорено в апелляционной и кассационной инстанциях.
О том, как законопроект оценили судьи самого Высшего административного суда, читайте в статье «Нуждаются ли депутаты в присмотре судей?».