Верховная Рада Украины усовершенствовала процедуру ареста имущества и института специальной конфискации. Соответствующий законопроект №4054 «О внесении изменений в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины относительно выполнения рекомендаций, содержащихся в шестом докладе Европейской Комиссии о выполнении Украиной Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно усовершенствования процедуры ареста имущества и института специальной конфискации» во втором чтении поддержали 252 нардепа.
«Проект Закона подготовлен с целью обеспечения надлежащего выполнения рекомендаций ЕС, имеет большое значение для ускорения визовой либерализации, и обеспечения применения институтов «специальной конфискации» и «ареста на имущество» в строгом соответствии с европейскими стандартами», — говорится в пояснительной записке.
Так, законом определяется, что специальная конфискация — принудительное безвозмездное изъятие по решению суда в собственность государства денег, ценностей, в т.ч. и средств, находящихся на банковских счетах или на хранении в банках или других финансовых учреждениях, другого имущества лица, в отношении которого назначено наказание в виде лишения свободы не менее четырех лет за совершение преступлений, по статьям 146-1501, 152-156, 190-192, 198, 201, 209-2121, 222, 233, 255-260, 301-320, 354, 361-3652, 368-3693 Уголовного Кодекса, или преступления, совершенного преступной организацией, должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления (с использованием должностным лицом власти или служебного положения) с получением экономической выгоды, третьих лиц в случаях, определенных УК.
Устанавливается, что деньги, ценности, в т.ч. и средства, находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или других финансовых учреждениях, другое имущество подлежат специальной конфискации у третьего лица, если оно приобрело такое имущество безвозмездно или в обмен, в т.ч. на сумму, значительно ниже рыночной стоимости, у подозреваемого, обвиняемого или осужденного и знало или должно было знать, что такое имущество соответствует любому из признаков, определенных настоящим законом, либо знало или должно была знать, что цель такой передачи — избежание конфискации или спецконфискации.
Отметим, что в ходе рассмотрения законопроекта нардепы поддержали отвергнутую Комитетом поправку нардепа Виктории Пташник. За нее проголосовал 271 парламентарий. Согласно ей, специальная конфискация применяется на основании: обвинительного приговора суда; определения суда об освобождении лица от уголовной ответственности; определения суда о применении принудительных мер медицинского характера; определения суда о применении принудительных мер воспитательного характера.
В случаях, когда объектом специальной конфискации является имущество, изъятое из гражданского оборота, оно может быть применено на основании: определения суда о закрытии уголовного производства из других оснований, чем освобождение лица от уголовной ответственности; определения суда, постановленого в порядке ч. 9 ст. 100 Уголовно-процессуального кодекса Украины; по ходатайству следователя или прокурора, если уголовное производство закрывается ими.
Согласно документу, арестом имущества является временное, до отмены в установленном настоящим Кодексом порядке, лишение по постановлению следственного судьи или суда права на отчуждения, распоряжения и/или пользования имуществом, в отношении которого существует совокупность достаточных надлежащих доказательств считать, что оно является доказательством преступления; к нему может быть применена специальная конфискация, конфискация у юридического лица, для обеспечения гражданского иска, взыскания с юридического лица полученной неправомерной выгоды, возможной конфискации имущества. Арест имущества отменяется в установленном настоящим законом порядке.
«Задачей ареста имущества является предотвращение возможности его сокрытия, повреждения, порчи, исчезновения, утраты, уничтожения, использования, преобразования, передвижения, передачи, отчуждения. Следователь и прокурор должны принять необходимые меры с целью выявления и розыска имущества, на которое может быть наложен арест в уголовном производстве, в частности, путем истребования необходимой информации у Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, других государственных органов и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц», — сказано в законе.
Отметим, что 284 парламентарии поддержали поправку нардепа Игоря Попова, в соответствии с которой арест имущества допускается с целью обеспечения сохранности вещественных доказательств. Указанная поправка была отклонена профильным комитетом. Однако, затем депутаты ВР переголосовали и поправку поддержали лишь 114 нардепов. Таким образом устанавливается, что арест имущества допускается с целью обеспечения: сохранности вещественных доказательств; специальной конфискации; конфискации имущества как вида наказания или пресечения уголовно-правового характера в отношении юридического лица; гражданского иска в уголовном производстве; взыскании с юридического лица полученной неправомерной выгоды.
Арест накладывается на имущество третьего лица, если человек приобрел его безвозмездно или в обмен, в т.ч. и на сумму, значительно ниже рыночной стоимости, у подозреваемой, обвиняемой или осужденной, которые знали или должны были знать, что такое имущество соответствует любому из признаков, определенных Уголовным кодексом Украины, или знали или должны были знать, что цель такой передачи — получение дохода от имущества, полученного в результате совершения преступления, сокрытия преступления и/или избежание конфискации. Вышеуказанные сведения в отношении третьего лица должны быть установлены в судебном порядке на основании достаточности доказательств.
Отмечается, что арест может быть наложен на имущество, на которое ранее наложен арест согласно других актов законодательства. В таком случае исполнению подлежит постановление следственного судьи, суда о наложении ареста на имущество в соответствии с положениями этого закона.
Стоимость имущества, которое принадлежит арестовать с целью обеспечения гражданского иска или взыскания полученной неправомерной выгоды, должна быть соразмерна размера ущерба, причиненного уголовным правонарушением или указанной в гражданском иске, размера неправомерной выгоды, которая получена юридическим лицом.
В неотложных случаях и исключительно с целью сохранения вещественных доказательств или обеспечения возможной конфискации или специальной конфискации имущества в уголовном производстве по тяжкому или особо тяжкому преступлению по решению Директора Национального антикоррупционного бюро Украины (или его заместителя), согласованному с прокурором, может быть наложен предварительный арест на имущество или средства на счетах физических или юридических лиц в финансовых учреждениях. Такие меры применяются сроком до 48 часов. Безотлагательно после принятия такого решения, но не позднее чем в течение 24 часов, прокурор обращается к следственному судье с ходатайством об аресте имущества. Если в установленный этой частью срок прокурор не обратился к следственному судье с ходатайством об аресте имущества или если в удовлетворении такого ходатайства было отказано, предварительный арест на имущество или средства считается недействительным, а изъятое имущество или средства немедленно возвращаются лицу.
Арест может быть наложен на движимое или недвижимое имущество, деньги в любой валюте наличными или в безналичной форме, в т.ч. и средства и ценности, находящиеся на банковских счетах или на хранении в банках или других финансовых учреждениях, расходные операции, ценные бумаги, имущественные, корпоративные права, которые находятся в собственности или владении, пользовании, распоряжении подозреваемого, обвиняемого, осужденного, третьих лиц, в отношении которых определением или решением следственного судьи, суда определена необходимость ареста имущества
Подчеркивается, что запрещение или ограничение пользования, распоряжения имуществом могут быть применены лишь в случаях, когда существуют обстоятельства, которые подтверждают, что их неприменение приведет к сокрытию, повреждению, порчи, исчезновению, утрате, уничтожению, использованию, преобразованию, передвижению, передаче имущества. Запрет использования жилого помещения лицам, которые на законных основаниях проживают в таком жилом помещении, не допускается.
Проект Закона зарегистрирован под №4054.