Постановлением от 21.08.2013 г. № 607 Кабмин утвердил Государственный стандарт начального общего образования для детей с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями - дети слепые и с пониженным зрением, глухие и с пониженным слухом, с тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, дети со сложными нарушениями развития (в том числе дети с расстройствами аутистического спектра), обучение и воспитание которых осуществляется в специально созданных условиях.
В основу Государственного стандарта положен инновационный подход к обучению детей с особыми образовательными потребностями:
- инклюзивное и интегрированное обучение;
- билингвальное (двуязычное) обучение глухих и с пониженным слухом (введение украинского жестового языка как учебного предмета и средства обучения);
- формирование жизненной компетентности в процессе обучения и реабилитации детей с особыми образовательными потребностями;
- формирование жизненной компетентности у детей с умственной отсталостью как условия их социальной интеграции, способности применять полученные знания и умения в практической жизнедеятельности.
Базовый учебный план определяет содержание и структуру начального общего образования детей с особыми образовательными потребностями с помощью инвариантной и вариативной составляющих, которыми устанавливается почасовое соотношение между образовательными отраслями; предельно допустимая недельная нагрузка на учащихся; общенедельное количество часов по образовательным областям и общенедельное количество часов для проведения коррекционно-развивающей работы.
Стандартом установлены такие образовательные отрасли:
1. «Языки и литературы» - для детей глухих и с пониженным слухом реализуется с учетом, в частности, таких особенностей:
- языковой компонент «Язык обучения (украинский язык, языки национальных меньшинств)» делится на компоненты «Украинский словесный язык (словесные языки национальных меньшинств) как язык обучения» и «Украинский жестовый язык как язык обучения»;
- в речевой линии вид речевой деятельности «Аудирование» заменен на вид «Восприятие и понимание речи». Также речевую линию дополнен новым видом речевой деятельности «Дактильная речь».
2. «Математика» - с учетом особенностей развития и обучения детей с умственной отсталостью вводится содержательная линия «Дочисловые представления и понятия».
3. «Здоровье и физическая культура» - вводится линия «Лечебная физическая культура» для детей с нарушениями зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи, задержкой психического развития и умственной отсталостью.
Требования к уровню общеобразовательной подготовки детей определяются по образовательными отраслям «Языки и литературы», «Математика», «Естествознание», «Обществознание», «Здоровье и физическая культура», «Технологии» и «Искусство», содержание которых установлено Государственным стандартом начального общего образования.
Напомним, что при Минобразования была создана рабочая группа по вопросам дошкольного образования детей с особыми потребностями.