На сайте Мининфраструктуры вчера опубликован проект новой редакции Закона о железнодорожном транспорте. Действующей версией Закона в отношении отдельных субъектов хозяйственной деятельности на ж/д транспорте общего и необщего пользования не установлено нормы, определяющие особенности их работы, а также системы взаимоотношений с другими субъектами хоздеятельности и пользователями услуг ж/д транспорта. В пояснительной записке также указано, что за счет законопроекта планируется решить следующие проблемы: старение и значительную степень износа основных фондов; отсутствие господдержки инновационного развития отрасли; наличие перекрестного субсидирования убыточных пассажирских перевозок за счет грузовых; низкий уровень конкуренции на рынке ж/д перевозок.
Законопроект состоит из 12 глав, в частности, это: госрегулирование в сфере ж/д транспорта; перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа; инфраструктура ж/д транспорта; ж/д подвижной состав; организация управления перевозочного процесса на ж/д транспорте; международное сотрудничество; безопасность, охрана грузов и объектов на ж/д транспорте, организация его работы в условиях чрезвычайных ситуаций; персонал; отвественность.
Предполагается, что закон вступит в силу через 6 месяцев со дня его опубликования.
Согласно проекту функционирование ж/д транспорта осуществляется исходя из принципа сохранения 100 % акций АО «Укрзалізниця» в государственной собственности.
На ж/д транспорте при осуществлении хозяйственной деятельности тарифы, сборы и платы определяются по государственным регулируемым и свободным ценам, а также ценам, определяемым в соответствии с действующими международными договорами Украины. Тарифы, сборы и платы на ж/д транспорте, подлежащие госрегулированию, устанавливаются на срок не менее 5 лет, и ежегодно индексируются на уровень цен производителей промышленной продукции. Установление государственных регулируемых тарифов, сборов и плат на ж/д транспорте на уровне ниже экономически обоснованного размера, без определения источников для возмещения разницы между такими размерами за счет средств соответствующих бюджетов не допускается и может быть обжаловано в судебном порядке.
Потери доходов субъектов хозяйствования в сфере ж/д транспорта, возникшие при установлении льгот и преференций в тарифах и сборах, возмещаются в полном объеме за счет государственного или местных бюджетов в зависимости от того, каким органом принято решение о введении таких льгот и преференций. В случае отсутствия такого возмещения или осуществления его не в полном объеме перевозчик вправе приостановить оказание услуг по перевозке для соответствующих льготных категорий пассажиров.
Устанавливается, что информация о перевозчиках, осуществляющих перевозки ж/д транспортом общего пользования, подлежит внесению в реестр перевозчиков, который ведется центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере ж/д транспорта. Доступ к такому реестру будет бесплатным и открытым.
Кроме того, планируется создать национальную комиссию, осуществляющую госрегулирование деятельности субъектов природных монополий в сфере транспорта.