Сегодня, 3 июля, на заседании Кабмина был рассмотрен законопроект относительно усовершенствования государственного надзора (контроля) и определения сфер хозяйственной деятельности, подлежащих государственному надзору (контролю).
Документом предлагается определить единый перечень органов госнадзора (контроля) и сфер их надзора, который в настоящее время отсутствует. Так, будет прописан исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, где органы контроля могут осуществлять проверки. Выход за эти рамки будет уже незаконным.
Чтобы уменьшить нагрузку на предпринимателей, предлагается проводить комплексные плановые проверки субъекта хозяйствования в течение календарного года совместно со всеми органами контроля, которые в соответствии с законом могут их осуществлять. Планы проведения таких мероприятий должны публиковаться на сайтах ведомств. В онлайн-доступе также будут нормативно-правовые акты, соблюдение которых проверяется при осуществлении мероприятий надзора (контроля). Кроме того, будет запрещена проверка соблюдения требований актов относительно которых не обеспечен свободный и бесплатный доступ субъектам хозяйствования. На сайтах органов государственного надзора будет размещена обобщенная информация о результатах проверок и выявленных типичных нарушениях, разъяснениях относительно содержания соответствующих требований нормативно-правовых актов.
Председатель Госпредпринимательства Михаил Бродский неоднократно обращал внимание на то, что контролирующие органы часто, исключая ту или иную сферу из-под действия Закона, «манипулируют» необходимостью постоянного контроля и важности проведения «внезапных» проверок. Часто для инициирования внеплановой проверки используется такое средство как обращение «подставного» лица, которое используется юридическими и физическими лицами для давления на бизнес и устранения конкурентов.
Предполагается, что новый законопроект исключит такие схемы манипулирования. Поэтому предполагается исключить как основание для проведения внеплановых проверок обращения юрлиц. А в обращениях физлиц должно быть доказано, что нарушение предпринимателя привели к материальному ущербу или нарушено гарантированное Конституцией Украины право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, безопасность продукции, работ и услуг.