Вступил в силу Закон «О морских портах», согласно которому все без исключения морские порты Украины и их акватории остаются в госсобственности. Приватизация объектов портовой инфраструктуры, кроме стратегических объектов, в пределах морских портов осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации с учетом некоторых особенностей. Также Законом снят запрет на аренду причалов.
С началом действия Закона вступил в силу и ряд подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отдельные вопросы функционирования морских портов, в частности:
1. Положение о капитане морского порта и службе капитана морского порта, утвержденное приказом Мининфраструктуры от 27.03.2013 г. № 190. Установлено, что на должность капитана морского порта назначается лицо с полным высшим образованием соответствующего направления подготовки, имеющее диплом капитана судна валовой вместимостью от 3000 тонн и более (далее - судно) или капитана дальнего плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее 5 лет или стаж работы в должности капитана судна не менее 3 лет и 2 года в должности заместителя капитана морского порта.
2. Перечень данных о судне, предоставляемых в том числе с помощью технических судовых средств, утвержденный приказом Мининфраструктуры от 27.03.2013 г. № 191. Установлено, что информацией о судне, передачу которой необходимо обеспечить капитанам судов, в том числе с помощью технических судовых средств (автоматической идентификационной системы - АИС), в частности, является:
- название судна и описание судна (name and description of the ship);
- национальная принадлежность судна (nationality of ship);
- идентификационный номер морской подвижной службы (MMSI number);
- номер, присвоенный Международной морской организацией (IMO vessel number);
- радиопозывной сигнал судна (radio call sign);
- тип судна (type of ship).
3. Порядок организации охраны морских и речных портов, утвержденный приказом Мининфраструктуры от 27.03.2013 г. № 198. Согласно документу, для обеспечения адекватного и оперативного реагирования на возникновение угроз, связанных с актами незаконного вмешательства, актами пиратства и террористическими актами, в портах применяется трехуровневая система охраны:
1) уровень, при котором постоянно поддерживается определенный минимально необходимый уровень мероприятий по охране;
2) уровень, при котором на определенный период времени применяются усиленные меры по охране, связанные с повышением угрозы возникновения инцидента, связанного с охраной;
3) уровень, при котором в ограниченный период времени применяются более усиленные меры по охране, если инцидент, связанный с охраной, вероятен или неизбежен, причем цели, против которых направлен этот инцидент, могут быть не выяснены.
4. Порядок предоставления услуг по регулированию движения судов, утвержденный приказом Мининфраструктуры от 08.05.2013 г. № 291, которым установлено, что в районах интенсивного судоходства (портовые и прибрежные воды, узости, пересечение морских путей) решением Мининфраструктуры создаются центры регулирования движения судов / посты регулирования движения судов, осуществляющие радиолокационное обслуживание судов.
5. Порядок предоставления услуг по навигационно-гидрографическому и картографическому обеспечению мореплавания в морских портах, утвержденный приказом Минифраструктуры от 08.05.2013 г. № 294. Установлено, что навигационно-гидрографическое и картографическое обеспечение мореплавания в морских портах организуется и проводится государственным учреждением «Госгидрография».
6. Постановление Кабмина от 03.06.2013 г. № 405 «Об утверждении перечня специализированных услуг, предоставляемых в морском порту субъектами естественных монополий, подлежащих государственному регулированию». Согласно принятому постановлению в перечень таких услуг вошли:
- лоцманская проводка;
- регулирование движения судов;
- проведение ледокольных работ.