На заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики, особое внимание участников заседания привлек законопроект №2032 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» касательно введения мер уголовно-правового характера относительно юридических лиц.
Обсуждение законопроекта переросло в дискуссию по поводу конституционности предложенных изменений.
Невзирая на то, что данный законопроект разработан Министерством юстиции Украины в соответствии с требованиями государственной программы по предотвращению коррупции на 2011–2015 гг., планом действий по либерализации ЕС визового режима, а также рекомендациями Группы стран по борьбе с коррупцией (GRECO), парламентариям остался неясен механизм воплощения в жизнь предлагаемой процедуры.
В частности, была отмечена двойственность уголовного наказания, порождаемая данным законопроектом.
Так, исходя из позиции Минюста, за финансовое преступление в уголовном порядке преследуется сначала физическое лицо, его совершившее, а затем и юридическое лицо, от имени которого и в чьих интересах это преступление было совершено.
Также народные избранники не оценили сентенцию разработчиков проекта относительно того, что юридическое лицо не является субъектом преступления, что вообще не соответствует общепринятым представлениям об уголовном праве и процессе.
Несмотря на заверения представителя Минюста в том, что уголовная ответственность юрлиц предусмотрена во многих странах Европы, нардепы рекомендовали исходить из предписаний Конституции и ограничить ответственность «провинившихся» предприятий гражданско-правовой и административной.
Более того, парламентарии отметили, что многие рекомендации GRECO, всерьез воспринятые Минюстом, не исполняются в таких странах, как Франция и Германия.
В частности, как отметилпервый заместитель председателя Комитета ВР по вопросам правовой политики Виктор Швец, «данный законопроект противоречит Конституции Украины: уголовная ответственность предполагает привлечение именно физического лица как субъекта преступления.
Поскольку субъект преступления наделен признаками, которые могут быть свойственны только физическому лицу, юридическое лицо не может быть таким субъектом.
Таким образом, уголовная ответственность юридического лица невозможна ни с конституционной, ни с процессуальной позиции.
Конечно, мы не можем игнорировать обязательства, взятые перед ЕС.
В то же время, не следует забывать о суверенитете Украины, который подразумевает изменение законодательства строго в соответствии с Основным Законом.
Очевидно, что в части уголовной ответственности юрлиц необходимо обратить внимание европейских экспертов на несоответствие подобной позиции нашей Конституции и предложить альтернативный вариант – гражданско-правовую и административную ответственность, которая, кстати, предусмотрена во многих европейских странах».