Выводы экспертов Совета Европы к проекту Избирательного кодекса Украины обсужден на рабочем заседании в Комитете по вопросам государственного строительства и местного самоуправления.
Открывая заседание, заместитель председателя Комитета, руководитель Рабочей группы по подготовке проекта Избирательного кодекса Юрий Ключковский приветствовал гостей из Совета Европы и отметил, что на протяжении всей работы над документами Рабочая группа чувствовала постоянную поддержку со стороны СЕ и других международных организаций.
Выступая на заседании, эксперт Совета Европы профессор Жерар Марку, в частности, отметил, что Европейская хартия местного самоуправления содержит четкое, но очень общее определение местных выборов. По словам эксперта, право на местное самоуправление осуществляется советами или собраниями, члены которых свободно избираются тайным голосованием на основе прямого, равного, всеобщего избирательного права и могут располагать подотчетными им исполнительными органами. "Учитывая это положение, никаких замечаний обсуждаемый проект Кодекса не вызывает", - отметил выступающий.
Анализируя положения проекта Кодекса о мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах для организации выборов сельских, поселковых, городских председателей и многомандатных - для выборов депутатов районных и областных советов, оратор отметил, посвященные этой тематике парламентские слушания, которые состоялись 12 мая этого года, продемонстрировали, что сегодня в Украине почти отсутствует поддержка пропорциональной избирательной системы. Такую тенденцию, по его мнению, можно объяснить тем, что пропорциональная система должна базироваться на сильной партийной системе. "Сейчас в Украине такая система отсутствует: наоборот, в стране существует около 200 партий, поэтому лучшим вариантом представляется использование мажоритарной системе в многомандатных округах по открытым спискам, что дает возможность избирателю получить бюллетень и выбрать имена кандидатов, а также с возможностью проведения второго тура выборов, если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов", - отметил эксперт.
Относительно степени соблюдения в проекте принципа равенства представительства малых общин, Ж. Марку сказал, что риск его нарушения остается, и предложил предоставить территориальным общинам с количеством избирателей до 2000 человек право объединяться в округ с количеством избирателей более 5000 человек, решение о чем должно приниматься избирательной комиссией после согласования с соответствующими местными органами.
Докладчик подверг критике подписные листы как форму поддержки избирателей и проверки серьезности кандидата и отметил, что во избежание соревнования за количество подписей можно предусмотреть в проекте Кодекса или предоставлении кандидатом лишь определенного количества подписей, либо отменить эту норму вообще.
Эксперт Совета Европы Дайан Баньян в своем выступлении сосредоточилась на вопросах гендерного составляющей проекта Кодекса. В частности, по ее мнению, следует установить, что количество представителей одного пола в составе избирательных комиссии должна составлять "не менее 40%". Также, по ее словам, политические партии могут применять такие меры, как добровольное утверждении квот для женщин-кандидатов, краткий список исключительно из кандидатов-женщин в ряде избирательных округов, внедрение обучающих программ для потенциальных кандидатов-женщин.
Подытоживая дискуссию, Ю. Ключковский акцентировал внимание на наиболее дискуссионных вопросах избирательного законодательства. В частности, комментируя вопрос проведения выборов в два тура, заместитель председателя Комитета подчеркнул, что, как показали недавние выборы Президента страны, это приводит к поляризации общества, что может угрожать не только стабильности общества, но даже и легитимности кандидата на местных выборах.
Относительно вопроса подписных листов и залога как формы гарантии серьезности кандидата и его намерений, Ю. Ключковский отметил, что он лично является сторонником подписных листов, поскольку они, в отличие от залога, является формой участия избирателей в избирательном процессе. Залог же, по мнению народного депутата, в том виде, в котором он существует сейчас, является своеобразным "налогом на участие в выборах", а значит, в этом смысле вступает в противоречие с конституционным правом каждого гражданина быть избранным в общегосударственные органы или органы местного самоуправления независимо от собственных материальных возможностей.
Комментируя гендерную составляющую выводов европейских экспертов, народный депутат подчеркнул, что гендерный вопрос - это вопрос реализации избирательного права, а вовсе не правового регулирования избирательного процесса. "В политическом отношении мы не видим пола, а видим человека," - отметил Ю. Ключковский и добавил, что гендерные квоты могут быть истолкованы как половые привилегии, что противоречит Конституции Украины. Заместитель председателя Комитета сказал также, что внедрение половых квот может вызвать вопрос о внедрении социальных, профессиональных, возрастных и других квот, "а это мы уже проходили во времена советской власти". Он также высказал критические замечания относительно практики "партийно-императивного мандата" и отметил, что она существенно деформирует местное самоуправление, "превращая ее органы в органы партийного контроля".
Ю. Ключковский сообщил участникам заседания, что проект Кодекса передан в Европейскую комиссию за демократию через право ("Венецианскую комиссию").