Сегодня много политиков, экспертов и простых людей часто говорят о люстрации, об изменениях, в которых нуждается правовая система. Однако первые шаги в этом направлении нельзя назвать эффективными. Так, напомним, были изменены руководители в органах прокуратуры, милиции, проведены выборы руководства всех судов. Но практически во всех органах правовой системы остались работать те же кадры, руководство судебных инстанций практически не изменилось, а в систему пришло много представителей предыдущей «оранжевой» власти. Неужели это люстрация?
Должен заметить, что это не имеет ничего общего с люстрацией, ведь люстрация от лат. lustratio– очищение. Иными словами, люстрация должна проводиться не посредством смены одних сотрудников на других, а посредством увольнения всех, которые себя скомпрометировали, без каких-либо компромиссов.
Кто бы что ни говорил о люстрации, какие бы законопроекты не предлагал, все должно быть сконцентрировано вокруг идеи – полное очищение чиновничьего аппарата путем увольнения «старой команды» и приход новых образованных людей, которые не избалованы идеей «обогащения и наживы». Я не хочу обидеть никого из людей, которые честно работали в государственных органах, но они должны понять, что если очищение, то полное, без компромиссов и условий. Это звучит жестко, но мы должны это сделать, поскольку «переделывать» всегда тяжелее и дороже, чем строить заново.
Конечно, я понимаю, что за несколько дней это сделать невозможно, поскольку процесс обновления связан не только с кадровым потенциалом, а и с законотворческой работой. Но с другой стороны, процесс обновления правовой системы не является чем-то новым и необычным и достаточно изучить опыт других стран, чтоб принять волевые решения и выполнить волю народа – перезагрузить власть и ее отношение к собственным гражданам. Например, не нужно далеко ходить, а стоит посмотреть на соседнюю Грузию, которая была «поглощена» коррупцией и преступностью, на страну, в изменение которой никто не верил. Конечно, Грузия по сравнению с Украиной имеет свои особенности и в политическом, и в экономическом отношении, однако основную идею люстрации в Грузии стоит взять за основу.
Например, в Грузии были уволены практически все сотрудники правоохранительных органов, особенно руководящего звена. На работу в органы принимали образованных людей в возрасте от 20 до 35 лет, которые имели желание работать и создавать новую правоохранительную систему. При этом данные сотрудники получили достаточный мотивационный пакет в виде – социального и материального обеспечения. Деятельность правоохранительной системы сделали прозрачной, открытой и доступной.
В Грузии была существенно реформирована Госавтоинспекция, которая превратилась в службу патрулей. Такая патрульная служба выполняет функции дорожной полиции, а также моментально реагирует на обращения граждан в службу экстренной помощи, что помогает гражданам чувствовать защиту. При этом, автомобиль такой патрульной службы оборудован специальными техническими средствами, которые должны быть всегда в исправном состоянии. Если на маршрут выехал автомобиль с неисправностями, сотрудники экипажа вместе с ответственными лицами подлежат увольнению.
Вспомните, если кто-то нарушает общественный порядок у нас на улице, хулиганит и т.п., всегда ли рядом стоящий или проезжающий гаишник проявит инициативу и защитит права человека? Вопрос риторический, а ведь закон «О милиции» один для всех сотрудников милиции – и для участковых, и для следователей, и для гаишников…
Особое внимание заслуживает процесс реформирования органов прокуратуры. У нас все привыкли, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов всеми органами, предприятиями, учреждениями, людьми и т.п. Иными словами, нынешняя прокуратура является неким наблюдателем за всеми процессами, происходящими в стране. Как ни прискорбно, но такое наблюдательство или надзор не всегда осуществлялось в интересах государства и граждан Украины, а скорее использовалось как метод воздействия на людей с целью достижения поставленных целей. Только лишь поэтому стоит полностью расформировать органы прокуратуры и создать на ее базе новый формат прокуратуры, которая будет выполнять присуще ей функцию поддержания обвинения в суде. При этом возможно за прокуратурой оставить надзор за соблюдением норм процессуального законодательства при расследовании уголовных правонарушений.
Реформированию судебной системы нужно уделить особое внимание. К сожалению, но большинство представителей этих органов очень склонно к коррупции и смена руководителей судов никаким образом не изменит ситуацию. Считаю, что львиная доля представителей этой профессии должны уступить место молодым коллегам, которые имеют желание работать, имеют соответствующее образование и моральное право вершить правосудие. Нужно признать, что доверие людей к судебной власти практически равно нулю и его нужно очень быстро восстанавливать.
Подводя итог, нужно отметить еще одно самое важное в люстрации – это ввести жесткие меры наказания тем, кто в новой должности осмелиться вернуться к старым схемам работы, защите собственных интересов, игнорированию простых людей, к коррупции, к кумовству и укрывательству. Уверен, что для чиновников, совершивших подобные деяние, должно быть самое строгое наказание, с лишением права претендовать на социальное и материальное пенсионное обеспечение. Кроме этого, нужно запретить детям и внукам такого коррупционера в будущем занимать должности в органах государственной власти.
Если нам действительно удастся реально обновить правовую систему, привести ее в соответствие с международными стандартами, если нам удастся свести к минимуму уровень коррупции, мы уже станем европейцами и нам легче будет реформировать любую отрасль. Уверен, что для достижения этой цели нужна лишь воля и жесткая безупречная позиция руководителей всех уровней, а не подписание различных соглашений с другими странами и союзами.