На данный момент активно обсуждается идея коренного реформирования правоохранительных органов. В наибольшей степени оно коснется Министерства внутренних дел, Государственной пограничной службы и Генеральной прокуратуры. Содержание предложенных новаций уже произвело настоящий фурор в средствах массовой информации.
Еще в последних числах декабря Управление документального обеспечения МВД сообщало, что разработанный проект Концепции реформирования органов внутренних дел остается неутвержденным и лишенным юридического статуса, то есть «повисшим в воздухе», а изменение названия «милиция» на «полиция» не стоит на повестке дня. И вот, спустя две недели, руководство МВД сообщает, что ведомство планирует создание Национальной полиции, причем не в качестве структурного подразделения ведомства, а в форме центрального органа исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров через Министра внутренних дел. И таких центральных органов собираются создать целых пять. Среди них Национальная полиция, Государственная миграционная служба, администрация государственной пограничной службы; силы внутреннего правопорядка; Государственное бюро расследований.
Национальная полиция, судя по всему, будет сформирована на базе милиции и включит в себя подразделения криминальной полиции, полиции общественной безопасности, судебную, транспортную, специальную и прочие виды полиции, аналог названий которых можно найти в ныне действующем законе «О милиции».
Под силами внутреннего правопорядка понимаются Внутренние войска.
Что касается Администрации Государственной пограничной службы Украины, то это уже «вторая ласточка», ибо согласно Указу Президента Украины от 24.12.2012 г. «О некоторых мерах по оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» ее деятельность направляется и координируется правительством через МВД.
Государственное бюро расследований – это, по всей вероятности, именно тот орган, создание которого предусмотрено недавно принятым УПК и который должен будет перебрать на себя функции следственных подразделений органов прокуратуры. Предложение о включении этой структуры в орбиту МВД может вызвать в обществе наиболее жаркие дискуссии.
Вообще, сам статус центрального органа исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется правительством через соответствующих министров, представляет собой определенную новацию в истории государственного строительства Украины, которая существует с 17 марта 2011 г., когда был принят соответствующий закон. Судить об эффективности этого института пока рано. Во-первых, он существует слишком уж непродолжительное время, и большинство таких органов еще находятся в стадии формирования. Во-вторых, наша страна переживает уникальный в своей новейшей истории период, когда между главой государства, правительством и парламентским большинством наблюдается редкое единодушие. По этой причине между руководителями таких органов и их министрами-кураторами налажено полное взаимопонимание. Но хороший закон всегда должен предусматривать вероятность наихудшего варианта.
Для качественной подготовки плана реформирования необходим детальный его анализ как со стороны специалистов юридической службы парламента, так и со стороны депутатов профильных комитетом. Особенно, тех, практиков которые в прошлом работали на генеральских должностях в правоохранительных ведомствах и силовых структурах.