22 мая 2022 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О лекарственных средствах» по ограничению обращения лекарственных средств, производство которых расположено на территории российской федерации или республики беларусь, а также по вывозу лекарственных средств из Украины». Его цель – ограничить обращение в Украине лекарственных средств, производство которых хотя бы частично расположено в рф или беларуси, чтобы в мире также отказались от этих поставок. Об этом сообщает пресс-служба НАПК.
В НАПК утверждают, что Закон содержал туманные причины для ограничения обращения лекарств. В результате под лозунгом борьбы с лекарствами, произведенными в России, теперь могут запретить европейские препараты, которые обеспечивают более половины украинского рынка критически важных для здоровья лекарственных средств.
Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) проанализировало эти изменения в Закон и подготовило отдельное исследование «Коррупционные риски при ограничении обращения лекарственных средств в условиях военного состояния», где определило ряд коррупционных рисков, которые могут привести к катастрофическим последствиям, если ситуацию не изменить.
Какие коррупционные риски нашло НАПК?
«Рассмотрим ситуацию на примере коррумпированного должностного лица, который может использовать эти риски для наживы. Должностное лицо А получает деньги за лоббирование фармкомпании Б. Привлекает к комиссии Минздрава, которая определяет, кому аннулировать регистрационное удостоверение лекарственного средства, представителя той или иной фирмы как члена какой-либо ассоциации (чтобы увеличить влияние при принятии решения в пользу этой фирмы).
Кроме того, фармкомпания может просто предложить чиновнику перечень лекарств, лицензии на которые нужно аннулировать. Без четких критериев и открытости процедуры, по которым те или иные компании могут лишить лицензии, это можно сделать практически со всеми производителями в пользу украинских фармбизнесов», — указали в НАПК.
Какие последствия ожидают украинцев, если эти риски не устранить?
Выход иностранных фармацевтических производителей из рыночного сегмента Украины будет иметь ряд негативных последствий. В частности:
Что рекомендует НАПК?
НАПК предлагает разработать и внести изменения в Закон Украины «О лекарственных средствах», чтобы конкретизировать основания для отмены государственной регистрации лекарственного средства из-за их производства на территории рф и республики беларусь. Кроме того, останавливать регистрацию нужно только после установления фактов, подпадающих под конкретный перечень оснований, которые необходимо разработать.
Подписывайтесь на наш telegram-канал t.me/sudua и на Twitter, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.