Российские оккупанты обстреливают заводы по производству продуктов питания, поэтому сетям пришлось искать альтернативу. Об этом пишет «НВ Бизнес».
«В апреле мы начали сотрудничать с одним из старейших предприятий в Европе — Дрогобычской солеварней во Львовской области. В мае нашли новых поставщиков в Польше, Румынии и Турции», — рассказали в Fozzy Group.
На полках украинских магазинов также появилось больше импортных макарон, консерв, чипсов, кондитерских изделий, алкоголя и сыров. Но пока иностранным производителям сложно захватить украинский рынок — их товары в среднем на 5−20% дороже локальных аналогов, а украинцам незнакомы словацкие, польские или румынские бренды.
Так, например, в начале марта российские агрессоры обстреляли завод компании Кока-кола Бевериджес в Большой Дымерке под Киевом. Разрушили электростанцию и часть офисного здания, производственные линии не пострадали. Тем не менее, все это время напитки компании поставлялись в нашу страну из Чехии и Польши. Импорт оказался временным. В середине мая украинский завод возобновил работу — это позволило заполнить полки магазинов локальной продукцией.
Поставки с украинских предприятий надежнее, несмотря на войну. В пресс-службе крупнейшей в Украине продуктовой сети АТБ говорят, что поставщики основных групп продуктов питания — хлеба, бакалеи, кондитерских изделий, сыпучих продуктов, фруктов, мяса и рыбы работают стабильно.
На замену одним производителям пришли другие.
«За первые несколько недель войны мы подписали более 250 новых контрактов с украинскими поставщиками, среди которых много относительно небольших региональных производителей», — рассказал коммерческий директор Метро Украина Всеволод Степин.
Хотя сложности тоже были.
«Бывают перебои в поставках из-за проблем с логистикой или закупкой сырья, но в целом ситуация полностью контролируемая», — сообщили в пресс-службе АТБ. Небольшой дефицит наблюдается лишь с товарами непродовольственной группы — зубных паст, шампуней, стиральных порошков: часть производств остановлены, часть разрушены.
Некоторые категории продуктов было трудно найти из-за ажиотажного спроса, добавляет Степин. В этой ситуации помог импорт.
В АТБ увеличили закупки импортных макарон, мясных консервов, частично кондитерской продукции, непродовольственной группы товаров.
В магазинах приграничных регионов, например, в Ужгороде появилось много импортной алкогольной продукции, плавленых сыров, колбас, безалкогольных напитков и даже замороженной курятины.
В итоге доля импортной продукции на полках магазинов выросла на 5−10 п.п. и сейчас составляет до 15−20% от общего ассортимента, рассказывают опрошенные ритейлеры.
Иностранные производители были бы рады закрепиться на украинском рынке. Главная проблема — стоимость товаров.
В АТБ говорят, что импортная продукция на 5−20% дороже украинской. А сейчас большая часть работодателей урезают зарплаты, поэтому потребители все чаще вынуждены обращать внимание на цены в магазинах.
Кроме того, большинство иностранных продуктовых брендов — незнакомы потребителям. И они пробуют их с осторожностью.
Поэтому именно украинские производители получили сейчас больше возможностей, говорит исполнительный директор Case Украина Дмитрий Боярчук. В том числе для поставок своих товаров за рубеж, поскольку страны ЕС на год отменили пошлины для товаров из нашей страны.
Что мешает? Внутренний спрос и война. Украинские компании готовы работать лишь на действующих мощностях — строить новые производства рискованно.
«Никто не будет страховать риски компании на тот случай, если предприятие попадет под обстрел и будет повреждено», — говорит Боярчук. Поэтому бизнес старается эксплуатировать существующие линии и не спешит наращивать производство.
Также «Судебно-юридическая газета» писала о продуктах, которые компенсируют недостаток соли в еде.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua, на Youtube «Право ТВ», а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.