Наталья Мамченко,
Яна Собко
«Судебно-юридическая газета»
Как известно, со вступлением в силу приказа Генеральной прокуратуры Украины №205 от 16 июня 2016 года в органах прокуратуры Украины с 24 июня 2016 года был введен порядок тайной проверки порядочности прокуроров Генеральной прокуратуры Украины, региональных и местных прокуратур и следственных органов.
30-дневный срок, отведенный прокурорам для подачи анкет добропорядочности, на данный момент истек, и анкеты уже опубликованы на сайте ГПУ.
Так, на сайте Генеральной прокуратуры Украины уже есть раздел «Тайная проверка прокуроров». В этом разделе можно найти нормативно-правовые акты, которые регулируют проведение данной проверки, информацию о ней и собственно анкеты.
Примечательно, что в разделе «Информация» указывается следующее:
«Поводом для проведения тайной проверки порядочности является только информация, которая свидетельствует о недостоверности одного или нескольких утверждений, указанных прокурором в анкете. При наличии такой информации любое лицо может предоставить ее в управление внутренней безопасности и защиты работников прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины одним из удобных способов:
Согласно установленному порядку, в таком уведомлении обязательно должны указываться: ФИО прокурора, по которому предоставляется информация; фактические данные, которые могут быть проверены; утверждение, по которому, по мнению извещателя, прокурором предоставлена недостоверная информация (например, о совершении коррупционного или связанного с коррупцией правонарушения). Только при таких условиях предоставленная информация подлежит проверке. Для выяснения дополнительной информации по поводу проверки порядочности прокуроров желательно (но необязательно) указывать контактные данные лица, предоставляющего сведения.
В разделе «Анкеты» в алфавитном порядке обнародованы заполненные прокурорами анкеты. Их на данный момент уже достаточно много, но отличаются они, по большому счету, только данными о личностях, которые их заполняли. Все как один подтверждают, что не совершали определенных действий, порочащих звание прокурора; что своевременно и достоверно задекларировали свое имущество и пр. Найдется ли хоть один прокурор, который напишет обратное?
С другой стороны, обнародование этих анкет означает, что любой гражданин, которому известно о недостоверности утверждений конкретного прокурора, может проинформировать об этом. Однако, наличие таких сведений не будет иметь следствием проведение служебного расследования, если, среди прочего, такая информация касается действия (бездействия) прокурора, с даты которого прошло более двух лет. Т.е. все прокуроры получили «индульгенцию» за предыдущие годы (до февраля 2015 года), даже если совершали действия, порочащие их звание; нарушали ограничения, предусмотренные законодательством в сфере предотвращения коррупции, а также вмешивались «в служебную деятельность другого прокурора, служебных, должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления или судей, в т.ч. путем публичных высказываний относительно их решений, действий или бездеятельности».
По сути, прокурор будет считаться порядочным, если о порочащих его поступках не станет известно вовремя, т.е. в течение двух лет после их совершения.
Подробнее о том, как проходит проверка и как уведомить о нечестном прокуроре, читайте в статье «Порядочны ли у нас прокуроры?».