Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Со вступлением в силу новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судей» изменится количество судов и судей. Для того, чтобы правильно провести оптимизацию судебной системы, необходимо понимать, среди прочего, какая нагрузка приходится на конкретный суд.
Впрочем, о выработке методики определения нагрузки говорят уже несколько десятилетий.
9 июня 2016 года Совет судей Украины сделал очередной шаг в этом направлении, одобрив отчет «Основные методологические подходы и результаты исследования по определению коэффициентов нагрузки на судей и сложности дел специализированных судов и судов апелляционной инстанции». В приложениях к этому отчету определены показатели средних затрат времени на рассмотрение разных категорий споров и коэффициент сложности дел. Совет судей рекомендовал Государственной судебной администрации применять их при принятии управленческих решений, в частности, при формировании бюджетных запросов.
С таблицами нагрузки можно ознакомиться по ссылке.
Исследование по определению численности судей, необходимой для обработки дел и сбалансированности нагрузки, проводилось Советом судей совместно с Государственной судебной администрацией при поддержке иностранного проекта. Частью этого исследования было проведение опроса судей о затратах времени на рассмотрение типичных дел по категориям и расчет на их основании коэффициентов нагрузки.
Итоги данного исследования играют немаловажную роль. Разговоры о том, что универсальным критерием расчета финансирования судов могла бы стать нагрузка на судей, ведутся уже не первый год. С введением этого принципа будут устранены основания для вынужденного лоббирования отдельными председателями судов и начальниками ТУ ГСА интересов своих судов и регионов — каждый начальник теруправления и глава суда будет четко знать свою долю в общем бюджете. Кроме этого, как известно, одним из оснований для привлечения судей к дисциплинарной ответственности является нарушение сроков рассмотрения дел, хотя всем понятно, что зачастую судья нарушает сроки именно в связи с непропорциональной нагрузкой.
В целом система коэффициентов нагрузки поможет:
• определить количество судей, которые нужны для обработки дел, поступающих в суды каждого типа и уровня;
• определить, как эти судьи должны быть распределены по регионам (например, сколько судей нужно для каждого из судов);
• сбалансировать нагрузку на судей в отдельных судах и судебной системе вообще;
• определить, сколько судей и сколько времени необходимо для рассмотрения остатка дел в суде;
• готовить и предоставлять объективное обоснование бюджетных запросов судов.
Напомним, ранее Совет судей после дискуссий не смог утвердить порядок подготовки, рассмотрения и согласования материалов по определению количества судей в судах общей юрисдикции. В частности, из-за отсутствия методики расчета нагрузки на судью.
Как подчеркнул тогда член Совет судей, судья Киевского окружного административного суда Андрей Волков, чтобы выяснить оптимальную штатную численность, необходимо понимать, сколько дел должно поступать на судью в среднем, а такой цифры нет. «Она определяется на основании методологии. Сравнивать показатели поступления дел в прошлом, позапрошлом году или в других судах неуместно. В каком-то районе объявили выборы — возникает дисбаланс, увеличили судебный сбор — тоже дисбаланс. Должен быть средневзвешенный объективный показатель, который определяется на основании методологии», — подчеркнул он.
Докладывая вопрос о нагрузке 9 июня, член Совета судей Украины Григорий Алейников отметил: «В течение этого года мы уже не раз обращались по поводу определения нагрузки в судах, когда ставился вопрос о том, чтобы количество судей в тех или иных судах увеличить, поскольку слишком большая нагрузка, или же, наоборот, уменьшить. Я хотел бы призвать ГСА, чтобы критерии нагрузки были обязательными как для ССУ, так и для ГСА. Потому что у нас еще не утверждены коэффициенты нагрузки, а ГСА уже запросила наше видение по количеству судей и т.д. Это очень важный вопрос как для планирования финансовых поступлений, так и для расчета того, сколько необходимо средств для рассмотрения конкретного дела. И эти показатели будут учитываться при формировании бюджетных запросов через Кабинет Министров при решении вопроса о том, каким образом можно реализовать распределение судей, организовать учет нагрузки в судах и расчет численности в зависимости от нагрузки».
«Единственное, на что я хотел бы обратить внимание ГСА и ССУ — предложенная система коэффициентов должна использоваться в разрезе отдельного взятого суда. Если ее использовать на общенациональном уровне, то эта информация даст общее представление, но никоим образом не может использоваться для принятия управленческих решений. Например, для вывода, что судебная система перегружена или недозагружена. Для принятия управленческих решений ее можно использовать только для конкретного суда», — подчеркнул представитель проекта, который готовил отчет, Сергей Сученко.
Как отметила заместитель председателя ГСАУ Ольга Булка, «мы соглашаемся с выводами, тем более, что нам нужно использовать определенные показатели при планировании бюджета и определении количества судей в судах». Она напомнила, что в новой редакции Закона «О судоустройстве и статусе судей» указано, что Высший совет правосудия в связи с выявлением чрезмерного уровня нагрузки в соответствующем суде вправе откомандировать туда судью другого суда. «Но сказать, какая эта нагрузка, сложно. Возможно, необходимо откомандировать одного, а может, и двух судей. Поэтому, нужно использовать определенные расчеты нагрузки. Кроме этого, новый закон определяет новую категорию судов — окружные, и, скорее всего, будет проведена полная оптимизация судов. В Украине более 100 судов, где только три судьи, и там невозможно организовать надлежащее рассмотрение дел. Таким образом, как раз во исполнение нормы закона мы и сможем использовать эти расчеты», — сказала Ольга Булка.
Впрочем, некоторые члены Совета высказали свои замечания. «Для примера, в таблице 2 указано, что на рассмотрение дел о банкротстве отводится восемь - десять часов. Учитывая, что даже законодатель отводит для рассмотрения такого дела полгода, и этот срок может быть еще продлен, такие цифры вызывают некоторые сомнения», — отметил член ССУ, судья Киевского апелляционного хозяйственного суда Валерий Суховой. Как пояснил в ответ представитель авторов отчета, речь идет исключительно о времени, которое судья тратит в судебном заседании.
Подробнее о том, как были рассчитаны показатели и какие коэффициенты нагрузки установлены, читайте в статье «Временные рамки для судей».