Министерство юстиции Украины совместно с общественностью и экспертами подготовило законопроекты, которые качественно реформируют исполнительную службу. Речь идет о новой редакции Закона Украины «Об исполнительном производстве» и о проекте Закона «О государственной исполнительной службе и частных исполнителях». Об этом сообщает пресс-служба Минюста.
Как отметила на брифинге в Доме Правительства Первый заместитель Министра юстиции Украины Наталья Севостьянова, законопроекты предусматривают введение в Украине смешанной системы исполнения судебных решений с участием частных исполнителей. В результате реформы взыскатель получит выбор: обращаться к государственному или частному исполнителю судебных решений.
Она отметила, что среди проблем, с которыми сталкиваются государственные судебные исполнители в своей работе, - низкая заработная платная, отсутствие мотивации, справедливого распределения исполнительных производств среди государственных исполнителей, закрытость процесса принудительного исполнения судебных решений. Также следует отметить несовершенное законодательное обеспечение деятельности этих органов, неэффективную электронное взаимодействие с другими органами власти. «Через эти и другие причины процесс принудительного исполнения судебных решений затягивается во времени и в конце теряется возможность найти имущество, которое нужно реализовать, и исполнить судебное решение», - подчеркнула Наталья Севостьянова.
Первый заместитель Министра убеждена, что смешанная система исполнения судебных решений с участием частных исполнителей создаст здоровую конкуренцию в этой сфере и, соответственно, позволит решить ряд проблем.
В свою очередь заместитель Министра юстиции Украины по вопросам исполнительной службы Сергей Шкляр отметил, что принятие законопроектов позволит создать смешанную систему исполнения судебных решений государственными и частными исполнителями, обеспечит реальное исполнение решений в разумные сроки, позволит ввести эффективный механизм финансирования деятельности исполнительной службы и частного исполнителя. Вместе с этим появится мотивация работы сотрудников службы выполненной, а расходы бюджета на содержание органов государственной исполнительной службы будут уменьшены, поскольку часть функций заберут на себя частные исполнители. При этом поступления в госбюджет будут увеличены за счет налогов частных исполнителей и исполнительного сбора реализации имущества.
По его словам, экзамены у кандидатов в частные исполнители будет принимать квалификационная дисциплинарная комиссии, которую планируют создать в текущем году. «В этом же году планируется запуск выдачи свидетельств и сам института частных исполнителей», - сказал заместитель Министра.
По его словам частным исполнителем может быть лицо, имеющее два года юридического стажа, или лицо, которое имеет год стажа работы государственным исполнителем, нотариусом, адвокатом, арбитражным управляющим. Кандидаты в частные исполнители пройдут соответствующее обучение и стажировку.
Также предусмотрено страхование ответственности частного исполнителя и его обязательное членство в Национальной палате частных исполнителей. Законопроектами также прописаны требования к помещениям частных исполнителей, средств связи, хранения документов и др.
Кроме того, сформированы определенные ограничения по категориям исполнительных производств: «То есть не все категории исполнительных производств будут на этом этапе разрешены для выполнения частными исполнителями», - отметил Сергей Шкляр и уточнил, что речь идет о тех делах, где фигурирует государство.
Также предусмотрено создание открытого реестра должников, куда будут иметь доступ работники государственных учреждений, правоохранительных органов, финансовых учреждений, государственные, частные исполнители и лица, в отношении которых возбуждены производства. Внесение в этот реестр должников будет происходить автоматически после открытия исполнительного производства.
По словам заместителя Министра, процесс принятия исполнительных документов к исполнению тоже будет упрощен.