Высший алминистративный суд в письме от 3 ноября 2014 года № 1493/2/2/14-14 рассказал о рассмотрении административных дел с учетом Закона «Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции». Разъяснено, что начиная с 2 сентября 2014 года исковые заявления относительно административных споров, подсудных Донецкому и Луганскому окружным админсудам, подаются в Запорожский и Харьковский окружные админсуды соответственно. Со 2 сентября согласно ст. 188 Кодекса административного судопроизводства суды первой инстанции (местные общие суды как административные суды и окружные административные суды), которые находятся в пределах территориальной юрисдикции Донецкого апелляционного админсуда, апелляционные жалобы вместе с делами, в которых эти суды принимали обжалуемое решение, направляют в Харьковский апелляционный админсуд для их апелляционного рассмотрения.
По таким же правилам устанавливается подсудность дел, рассмотрение которых не завершено и которые находятся в производстве местных, апелляционных судов, расположенных в районе проведения АТО, и которые должны передаваться в определенные Законом суды. При этом дела, рассмотрение которых завершено, не передаются. Передача нерассмотренных дел осуществляется судьей-докладчиком по правилам ст. 22 КАС с учетом положений Закона. Для непосредственного выяснения обстоятельств спора рассмотрение переданного административного дела начинается сначала.
Согласно Закону в случае невозможности передачи материалов дела необходимые процессуальные действия совершаются по документам и материалам, представленным участниками судебного процесса, при условии, что такие они являются достаточными для принятия соответствующего судебного решения. Определение подсудности их рассмотрения зависит от такого. Во-первых, эти документы и материалы касаются (являются производными) дел, рассмотрение которых не завершено и которые невозможно передать в другой суд. При поступлении этих документов судья должен выяснить, зарегистрировано ли дело в автоматизированной системе документооборота соответствующего суда и не завершено ли его рассмотрение. Если дело не зарегистрировано, то представленные документы и материалы не подсудны судам, определенным Законом. В связи с этим документы возвращаются заявителю как неподсудные такому суду. В этот же суд можно обратиться в порядке, предусмотренном ст.ст. 104 - 106 КАС. Если же рассмотрение дела завершено, представленные документы и материалы также не подсудны определенным Законом судам. Во-вторых, таких документов и материалов должно быть достаточно для принятия соответствующего решения. Если при их рассмотрении, с учетом других доказательств по делу, суд установит, что их недостаточно для принятия решения, такое производство закрывается. Лица, участвующие в деле, имеют право на повторное обращение в суд при наличии необходимых документов. Также они вправе потребовать восстановления работы суда, в производстве которого находится нерассмотренное дело.
В таком же порядке определяется подсудность административных дел, рассматриваемых судами, расположенными в районе проведения АТО, после их пересмотра апелляционными судами и ВАСУ. Такие дела подлежат направлению судам, определенным Законом, для продолжения рассмотрения, на новое рассмотрение или для передачи в архив.
Определенным Законом судам неподсудны заявления о восстановлении утраченного судебного производства по админделам, рассмотрение которых закончено расположенными в районе АТО админсудами с принятием решения по существу дела или вынесением определения о прекращении производства по делу. Такое заявление возвращается заявителю.
Также суды не наделены полномочиями предоставлять информацию о вступлении в силу судебными решениями по делам, не переданным в эти суды, выдавать исполнительные листы и копии судебных решений по таким делам. Исключение составляют дела, присланные ВАСУ или апелляционными судами для передачи в архив.
Неподсудны этим судам заявления по вопросам, которые суд решает после принятия окончательного решения (заявления о принятии дополнительного судебного решения, разъяснении судебного решения, исправлении опискив решении, в исполнительном документе о выдаче копий решений и т.п.), на стадии исполнения судебного решения, заявления о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, заявления о выдаче исполнительного документа. Рассмотрение таких документов относится к полномочиям соответствующих админсудов, расположенных в районе проведения АТО, после восстановления их работы.