Сегодня интернет облетела информация, что Сергей Кивалов будет представлять в Венецианской комиссии проект украинского закона о люстрации власти. Как оказалось, эта новость ошибочная.
Эту ситуацию прокомментировал председатель Комитета ВРУ по вопросам верховенства права и правосудия Сергей Кивалов.
«Если ситуация вызвала общественный резонанс, то, видимо, надо кое-что детально объяснить, чтобы впредь не было кричащего непонимания правовой природы Венецианской комиссии.
Итак, согласно Уставу, Европейская комиссия «За демократию через право» является независимым консультативным органом, который сотрудничает с государствами-членами Совета Европы, а также с государствами, не являющимися его членами, и с заинтересованными международными организациями и структурами.
Венецианская комиссия не политический орган. Ее работа носит сугубо профессиональный характер.
Устав Венецианской комиссии гласит о том, что Комиссия состоит из независимых экспертов, получивших международную известность благодаря своему опыту работы в демократических институтах или в силу их вклада в укрепление права и политических наук.
При этом, в Уставе особо подчеркнуто, что члены Комиссии заседают в индивидуальном порядке и не получают, и не подчиняются никаким инструкциям.
В отношении себя, хочу отметить, что я вхожу в состав Комиссии, прежде всего, как юрист, как доктор юридических наук, как академик Национальной Академии педагогических наук Украины и академик Национальной Академии юридических наук, как президент юридического вуза – Национального университета «Одесская юридическая академия». Кстати, моя научная деятельность началась задолго до политической.
В работе Венецианской комиссия я забываю о политике и занимаюсь сугубо юридическими вопросами наряду с другими международными юристами. И не только я. По-другому там не бывает.
Я не могу принимать участия в работе над экспертными заключениями по законодательству Украины. Так, как, согласно Регламенту Венецианской комиссии, Члены Комиссии не принимают участие в голосовании за заключения непосредственно связанные с государством, от которого они назначены или гражданами которого они являются.
На практике, члены Венецианской комиссии могут даже не присутствовать при рассмотрении заключений в отношении страны, от которой они были назначены, дабы подчеркнуть отсутствие конфликта интересов.
Предполагать, что кто-либо имеет влияние на экспертов Венецианской комиссии – это значит полностью не понимать, как работает Европейская комиссия «За демократию через право», не понимать важность и авторитетность этого органа в мире.
Что касается Закона об очищении власти, который по данным СМИ был передан на рассмотрение в Венецианскую комиссию, хочу проинформировать, что пока этого закона нет в проекте повестки дня 100-й пленарной сессии Венецианской комиссии. Повестка есть на сайте Комиссии. Любой может посмотреть, прежде чем распространять чушь в СМИ.
По состоянию на сегодня, повестка содержит только один «украинский» вопрос – заключение на проект внесения изменений в Конституцию Украины, поданный Президентом Украины 2 июля 2014 року.
Я понимаю, что в стране выборы, что избирательная кампания уже идет полным ходом, но не стоит пытаться делать себе пиар на темах, в которых абсолютно не разбираешься. Тогда не будешь выглядеть глупцом. Тем более, задевая авторитет и работу такого уважаемого органа, как Венецианская комиссия».