Поскольку функции, с целью реализации которых действуют органы адвокатского самоуправления, определенные ст. 46 Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (далее - Закон), являются публично-правовыми, то дела, связанные с выполнением этих функций, предстоит решать по правилам административного судопроизводства. Эта правовая позиция Высшего административного суда изложена в письме от 19 сентября 2013 года № 1278/12/12-13.
ВАСУ указал, что согласно ст. 46 Закона к организационным формам адвокатского самоуправления, в частности, отнесены: съезд адвокатов Украины, Совет адвокатов и советы адвокатов регионов, Высшая квалификационно-дисциплинарная комиссия адвокатуры и квалификационно-дисциплинарные комиссии адвокатуры, Высшая ревизионная комиссия адвокатуры и ревизионные комиссии регионов.
Съезд адвокатов Украины назначает своих представителей в Совет адвокатов, в Высшую квалификационную комиссию адвокатов, в Высшую ревизионную комиссию адвокатов, а также в Высший совет юстиции, который является конституционным органом. В соответствии со ст. 54 Закона съезд адвокатов, принимая решение об уплате ежегодных взносов на обеспечение реализации адвокатского самоуправления, может определить ответственность за их неуплату, в том числе дисциплинарную.
На Совет адвокатов и советы адвокатов регионов, которые формируются соответственно съездом адвокатов и региональными конференциями адвокатов, закон возлагает обеспечение ведения Единого реестра адвокатов Украины и предоставление извлечений из него. По предписаниям ст. 45 Уголовного процессуального кодекса защитником не может быть адвокат, сведения о котором не внесены в Единый реестр адвокатов Украины, а отсюда - он не может осуществлять конституционную функцию обеспечения права на защиту от обвинения.
Согласно абз. 1 ч. 1 ст. 50 Закона с целью определения уровня профессиональной подготовленности лиц, изъявивших намерение получить право на занятие адвокатской деятельностью и решения вопросов о дисциплинарной ответственности адвокатов образуется квалификационно-дисциплинарная комиссия адвокатуры.
По смыслу п. 3 Положения о Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры функции по отбору, аттестации лиц, изъявивших намерение заниматься адвокатской деятельностью, являютсяпублично-правовыми. Решение квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры может быть обжаловано в течение 30 дней со дня его принятия в Высший квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры или в суде.
Исходя из системного анализа этих норм ВАСУ разъяснил, что деятельность адвокатуры направлена, в частности, на обеспечение гарантированной государством возможности любому лицу независимо от характера его правоотношений с госорганами, органами местного самоуправления, объединениями граждан, юр- и физлицами свободно, без неправомерных ограничений получать помощь по юридическим вопросам. Таким образом, функции, реализирующиеся органами адвокатского самоуправления, являются публично-правовыми, и споры, связанные с выполнением этих функций, должны решаться по правилам административного судопроизводства.
Напомним, что 11 сентября 2013 года Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел вынес определение, в котором указал, что споры с участием ВКДКА относятся к публично-правовым и подлежат разрешению по правилам Кодекса административного судопроизводства.