Независимость судебной системы напрямую зависит от гарантий социальной защиты тех, кто осуществляет правосудие именем Украины, а ограничение или упразднение таких гарантий создает прямую угрозу этой независимости. К такому заключению пришли участники Пленума Верховного Суда Украины на заседании 15 февраля, оформив его в виде соответствующего конституционного представления.
Не секрет, что общее финансовое состояние судебной системы пока оставляет желать лучшего. Отражается это и на гарантиях социального обеспечения судей. Так, несмотря на задекларированное повышение зарплаты представителей Фемиды, путем внесения поправок в законодательство были ограничены размеры пенсий и ежемесячного пожизненного денежного содержания судей в отставке.
Напомним, что понятие «ежемесячное пожизненное денежное содержание» (далее – ЕПДС) означает необлагаемую денежную выплату судьям, имеющим право на отставку. Если человек продолжает работать в должности судьи, он получает эти выплаты из Госбюджета, а если уходит в отставку – из Пенсионного фонда за счет средств бюджета.
Особенность ЕПДС судьи состоит в том, что оно не относится к судейскому вознаграждению и поэтому не является составной заработной платы. Как растолковал Конституционный Суд Украины в своем решении №18-рп/2011 от 14 декабря 2011 г., ЕПДС является самостоятельной гарантией независимости судьи и составляющей его правового статуса. Об угрозе утраты такой составляющей и говорится в представлении Пленума ВСУ.
Судьи считают, что угрозу влекут изменения, которые были внесены в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» (далее – Закон №2453-VI) Законом «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» №3668-VI от 8 июля 2011 г. Помимо того, что для судей (как, впрочем, и для других лиц) увеличен возраст выхода на пенсию, новой редакцией ч. 3 ст. 138 Закона №2453-V отменена гарантия увеличения размера ЕПДС. Ранее при стаже работы на должности более 20 лет ЕПДС возрастало на 2% заработка за каждый полный год работы (но не более 90% зарплаты судьи) без ограничения предельного размера.
Теперь в ч. 3 ст. 138 говорится о том, что ЕПДС выплачивается судье в размере 80% денежного содержания судьи, работающего на соответствующей должности, с которого был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное соцстрахование, и устанавливается предельный размер ЕПДС. Т. е., как отметил, выступая на Пленуме, первый зампредседателя ВСУ Ярослав Романюк, базой для расчета ЕПДС теперь является не просто 80% денежного содержания судьи, который работает на соответствующей должности, как ранее, а содержания, с которого был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное соцстрахование. Тем самым гарантии начисления ЕПДС судьи существенно уменьшены.
Усмотрел Пленум ВСУ проблему и в изменениях к ч. 5 ст. 138 Закона №2453-V, которыми предусмотрено прекращение выплаты ЕПДС судьям в отставке в случае их трудоустройства после вступления в силу изменений (1 октября 2011 г.) на должности, которые дают право на назначение такого содержания или назначение пенсии в порядке, предусмотренном законами «О прокуратуре», «О научной и научно-технической деятельности», «О статусе народного депутата Украины», «О государственной службе». Т. е. судье, пожелавшему продолжить карьеру в парламенте либо на госслужбе, пенсия на этот период назначается и выплачивается на общих основаниях. Ранее же в ч. 5 было сказано, что пенсия или ЕПДС выплачивается независимо от заработка (дохода), получаемого судьей после выхода в отставку.
Кроме того, ч. 5 ст. 138 устанавливает, что максимальный размер ЕПДС судьи в отставке (с учетом надбавок, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и др. доплат) не может превышать 10 прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность, т. е. на данный момент – 8220 грн.
Для судей, которые уже получают такое содержание, его размеры не уменьшаются (п. 2 Переходных положений Закона №3668-VI), но и не увеличиваются, если оно уже соответствует максимальному размеру. Пенсионерам, которым пенсия либо ЕПДС назначены до 1 октября 2011 г. и у которых они превышают максимальный размер (8220 грн), выплата осуществляется без индексации и проведения других пересчетов, предусмотренных законодательством.
Перерасчет, согласно ч. 4 ст. 138, может производиться только для судей КСУ. «Таким образом, уровень социальной защиты судей в отставке существенно ухудшается. Мы усматриваем в этом угрозу независимости судей», – подчеркнул Я. Романюк.
В своем решении от 14 декабря 2011 г. КСУ отметил, что гарантии независимости судей закреплены в ч. 4 ст. 47 Закона №2453-VI, согласно которой независимость судьи обеспечивается его надлежащим материальным и социальным обеспечением.
Кроме того, КСУ обратил внимание, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие не допускается сужение содержания и объема определенных Конституцией гарантий независимости судей.
В свое время Конституционный Суд РФ решил подобную проблему одной фразой: уровень конституционно-правовой защиты статуса судьи не может снижаться по отношению к уже достигнутому.
21 апреля 2010 г. КС РФ огласил решение по делу о проверке конституционности ст. 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О противодействии коррупции», касающейся исключения из стажа судьи времени работы прокурором, следователем и адвокатом. Норма, которая привела к утрате возможности учитывать стаж работы на указанных должностях при получении различных социальных выплат, была признана неконституционной в той мере, в какой она распространялась на судей, вступивших в должность до ее принятия.
КС РФ подчеркнул, что законодатель вправе установить, какие виды работы по юридической специальности, выполняемые до назначения на должность судьи, могут быть включены в судейский стаж. Однако, осуществляя соответствующее правовое регулирование, законодатель должен учитывать в т. ч. и законные ожидания, сформировавшиеся на основе ранее действовавшего законодательства.
Таким образом, по итогам заседания Пленум ВСУ принял решение обратится в КСУ с представлением относительно соответствия Конституции отдельных положений ст. 2 и абз. 2 п. 2 р. II «Заключительных и переходных положений» ЗУ «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы» от 8 июля 2011 г. и ст. 138 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» в редакции от 8 июля 2011 г. относительно ограничения размеров и изменения других условий выплаты пенсий и ежемесячного денежного содержания судей в отставке.
По информации «СУДЕБНО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ», текст конституционного представления уже готов и в ближайшее время его подадут в Конституционный Суд.
К слову, для того, чтобы этот документ не постигла участь предыдущего, также касающегося сужения гарантий материального обеспечения и социальной защиты судей, которое находится на рассмотрении КСУ довольно долго (выделено в отдельное производство 8 апреля 2011 г.), Пленум ВСУ принял решение уполномочить Ярослава Романюка сопровождать представление ВСУ в Конституционном Суде и определить его как неотложное, поскольку речь идет о вопросе далеко не последнем для нашего государства – о гарантиях независимости судьи.