Основная задача созданного подкомитета по вопросам исполнения решений ЕСПЧ — это обеспечение принятия законопроектов, которые на самом деле будут решать вопросы общего характера, отмеченные в решениях ЕСПЧ в отношении Украины.
Об этом заявил Руслан Сидорович, член Комитета ВР по вопросам правовой политики и правосудия, член Совета по вопросам судебной реформы.
Как рассказал Руслан Сидорович, в конце прошлой парламентской сессии впервые за 26 лет украинской независимости по его инициативе и инициативе ряда его коллег в Верховной Раде был создан подкомитет с исполнения решений Европейского суда по правам человека.
«Возглавить этот подкомитет, по решению оргкомитета, доверено мне. Я считаю, что это большая честь. И прежде всего, хочу объяснить, почему это есть настолько важным. Уже давно к предмету ведения нашего комитета (политики права и правосудия) отнесена такая функция как проверка законопроектов. Отмечу, мы занимаемся проверкой всех законопроектов, которые рассматриваются украинским парламентом на предмет соответствия Конституции. Согласно ст. 22 основного закона, права и свободы, которыми наделены граждане Украины и лица, которые проживают на территории нашей страны-не есть исчерпывающими (те, которые предусмотрены Конституцией). В частности они дополнительно гарантируются и Европейской конвенцией по защите прав человека, которая ратифицирована в Украине в 1997 году. Поэтому очень важно чтобы мы, рассматривая все законопроекты сопоставляли на сколько они взаимодействуют с Конвенцией, и на сколько они соответствуют тем действиям общего характера, которые касаются Украины в решениях ЕСПЧ, вынесенных против Украины», — подчеркнул парламентарий.
Руслан Сидорович отметил, что Украина, к сожалению, занимает второе место в Совете Европы по количеству обращений граждан и вынесенных решений, и это конечно очень печальная и опасная статистика. Ведь она говорит о том, что права и свободы человека в Украине нарушаются систематически.
«Напомню, что решения Европейского суда по правам человека, которые выносятся, вмещают в себя две составляющих: индивидуальный характер (который состоит из справедливой сатисфакции за нарушение правил, и соответственно, действий, которые обязано выполнять государство на возобновление нарушенных прав конкретного лица, которое обратилось в ЕСПЧ) и из действий общего характера. Что такое действия общего характера? Это действия, которые государство обязано выполнить, для того, чтобы прекратить систематическое нарушение прав человека. К одному их самых глобальных и систематических нарушений прав человека, которые допускаются у нас в Украине, можно отнести не исполнение судебных решений.
«Ведь на практике получается абсолютно абсурдная ситуация, когда украинцы, получая позитивное решение ЕСПЧ потом не могут его исполнить в Украине. А ведь это касается не только решений национальных судов, а и решений ЕСПЧ!», — возмутился Руслан Сидорович.
По его мнению, безусловно, сложившуюся ситуацию необходимо решать, но возвращаясь к мероприятиям общего характера, хочу отметить следующе: нас, парламент, как законодательный орган, первоочередно интересуют действия общего характера, так как в основном, проблематика их заключается в принятии новых законов или смены существующих. То есть, те нарушения, на которые указывает ЕСПЧ в своих решениях, они касаются не надлежащего законодательного урегулирования или его отсутствие, которое бы позволяло надлежащим образом защищать права и свободы человека и гражданина.
К большому сожалению, уполномоченный по исполнению решений ЕСПЧ не владеет, в данный момент, исчерпывающим перечнем действий общего характера. Это и плохо. Ведь не владея таким исчерпывающим перечнем, мы не можем понимать, а что именно Украина должна исполнить? Мы провели комитетские слушания, в которых принимал участие правительственный уполномоченный Иван Лещина, и представитель Департамента по исполнению решений ЕСПЧ совета Европы Павел Пушкарь, представители судебной власти и разных общественных организаций, представители прокуратуры, на которых в целом, был в общих чертах очерчен основной блок вопросов, которые необходимо решать.
За период длительности восьмой сессии парламента, был только один единственный законопроект, который выносился на исполнение решений ЕСПЧ относительно мероприятия общего характера, это дело «Виниамин Тимошенко против Украины», которое касалось запрета на проведение страйков.
«Вместе с тем, в одном из пунктов законопроекта, на мой взгляд, было очень не четко изложено определенные формулировки, которые касались возможных полномочий относительно ограничения права на проведение страйков, что как по мне, явно составило бы угрозу, так как с одной стороны, мы вводим отмену на запрет, а с другой-вводим не понятную процедуру на запрет. И здесь мы могли бы нарушать такую составляющую верховенства права как правовая определённость, что в свою очередь могло бы запретить в будущем снять такое решение с мониторинга Совета Европы. Этот пример я привел для того, чтобы показать, что нам важно иметь не только этот перечень мероприятий общего характера, а и вместе с Советом Европы четко понимать те требования, которые выдвигаются к изменению в правовом регулировании для того, чтобы не только название законопроекта соответствовало тем требованиям, которые выдвигаются Советом Европы, а и их содержательному наполнению. В этом мы и видим основную задачу роботы нашего подкомитета по вопросам исполнения решений ЕСПЧ — это обеспечить принятие законопроектов, которые на самом деле будут решать те заходи общего характера, которые отмечены в решениях ЕСПЧ против Украины.
Ранее Руслан Сидорович высказал мнение, что реформа исполнительной службы рискует быть похороненой.
Напомним, в ЕСПЧ значительно уменьшилось количество исков украинцев.