Вячеслав Хрипун,
«Судебно-юридическая газета».
8 сентября впервые был публично представлен проект новой редакции Закона «О Конституционном Суде Украины». Хотя предложенный вариант не является окончательным, уже сейчас можно понять, что Конституционный Суд ждет кардинальная реформа, которая затронет не только его структуру, но и принципы работы и комплектования. Например, в составе Суда предлагается создать отдельные сенаты и коллегии, а отбор судей КСУ будут осуществлять конкурсные комиссии. Как вариант, обсуждается предложение лишить съезд судей права выбирать судей КСУ по своей квоте. С подробностями будущих изменений удалось ознакомиться «Судебно-юридической газете».
Палата и два сената
Презентация законопроекта, предусматривающего кардинальную реформу Конституционного Суда, в Киево-Могилянской академии, как ни странно, ажиотажа не вызвала. Были лишь разработчики проекта, несколько экспертов и судей, а также представители ВККС и Администрации Президента. Зато отсутствовали народные депутаты и общественные деятели, традиционно рассказывающие о необходимости реформы КСУ и его масштабной чистки. Впрочем, это не помешало присутствующим достаточно подробно рассказать о предложенном варианте реформы.
Организационно КСУ будет похож на конституционные суды европейских стран, в частности Германии. В составе Суда будет Большая палата, в которую войдут все его 18 судей. Она будет рассматривать конституционные представления и обращения и проверять соответствие тех или иных законодательных норм Конституции. Права толкования законов Конституционный Суд лишится. Кстати, на исключении этой функции КСУ настаивает уже давно, считая, что с этой задачей вполне справляется Верховный Суд.
Кроме того, в составе КСУ будут созданы два сената по 9 судей в каждом. Единственной их задачей будет рассмотрение конституционных жалоб, которые теперь смогут подавать граждане (такую жалобу сможет подать гражданин, который уже получил решения судов всех инстанций, но все-таки считает, что его права могут быть нарушены). Если сенаты не смогут определиться с решением по конституционной жалобе, она будет передана на рассмотрение Большой палаты, и та будет принимать окончательное решение.
Появятся в КСУ и 6 коллегий по 3 судьи в каждой. Они будут проводить предварительную проверку конституционных жалоб граждан и готовить их к рассмотрению в сенатах. Окончательные решения по таким жалобам будут выносить сенаты, а в коллегиях будут секретари, занимающиеся их созывом и организацией их работы. Распределение жалоб в коллегиях будет происходить с учетом их загруженности.
Серьезно реформировать собираются и процедуру отбора судей КСУ. Для их выборов будут создаваться 3 конкурсные комиссии, в задачи которых войдет отбор наиболее подготовленных претендентов. Затем отобранные кандидатуры будут рассматривать съезд судей, парламент и Президент. Примечательно, что в первоначальном варианте предлагалось исключить съезд судей из числа органов, формирующих КСУ, однако в итоге это предложение не прошло.
Каким образом предполагается устранить возможные проблемы, связанные с работой КСУ при заявленной структуре, пока не очень понятно. Например, что делать, если КСУ окажется завален конституционными жалобами граждан, с учетом того, что, например, в 2015 г. суды всех инстанций постановили около 5 млн процессуальных решений? Также не очень понятно, как быть в ситуации, если не удастся сформировать состав КСУ в сжатые сроки. С учетом традиционной неповоротливости отечественного парламента, который с большим трудом не только назначает, но и увольняет судей и других официальных лиц, такой сценарий не кажется невероятным. Нет и четкого ответа на вопрос, как будет происходить отбор в конкурсные комиссии. Ведь очевидно, что в ряде случаев за места и квоты в комиссиях может начаться настоящая война, когда дело дойдет до кулуарных переговоров и решений. Яркий пример – скандалы с отборами на должности председателя НАБУ и членов Национального агентства по предоствращению коррупции (НАПК). Впрочем, как отметил глава Национальной школы судей Николай Онищук, предложенные изменения пока не являются окончательными. В оформленном виде законопроект появится, скорее всего, в конце сентября.