16 ноября с. г. ВККС приняла решение отложить вопрос об исключении кандидатов второго отбора из резерва. С чем связано такое решение, «Судебно-юридической газете» в эксклюзивном интервью рассказал секретарь квалификационной палаты ВККС, судья Верховного Суда Украины в отставке Станислав Щотка.
Беседовала Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
– Какие законопроекты принимала во внимание ВККС, принимая решение отложить исключение кандидатов в судьи из резерва?
– ВККС принимала во внимание все три существующих на сегодня законопроекта, которые затрагивают судьбу кандидатов из резерва на замещение вакантных должностей судей. Два из них, №2429а и №2429а-1, предусматривают возможность продолжить срок действия результатов квалификационных экзаменов кандидатов, которые они сдавали в разное время. Что касается законопроекта №2358а, в нем кандидатам предлагается пройти дополнительное испытание для подтверждения обоснованности нахождения в резерве.
Как отмечают авторы законопроектов №2429а и №2429а-1, на подготовку кандидатов были потрачены государственные средства. Не только в виде прямых затрат, связанных с их обучением в Национальной школе судей и т. д., но и касающиеся организации квалификационных экзаменов. И конечно, если одномоментно исключить из резерва 597 человек из второго отбора, мы должны с этими людьми попрощаться. С другой стороны, мы понимаем, что 12 ноября с. г. срок действительности их квалификационного экзамена истек. Юридические основания для участия таких кандидатов в конкурсах на сегодняшний день отсутствуют, и ВККС не стала бы их допускать к конкурсу, если бы, гипотетически, завтра он был объявлен. Подчеркну, что решение отложить исключение из резерва этих людей мы принимали не под отлагательным условием. Мы не откладывали его до принятия какого-то законопроекта, т. е. Комиссия в любой момент готова вернуться к этому вопросу.
Кстати, ни одна норма закона прямо не обязывает Комиссию включать либо исключать кого-то из резерва. И пока мы не объявили конкурс, никаких действий с рейтингом и резервом не происходит.
ВККС воспользовалась своим правом отложить вопрос, если он требует дополнительной проработки. Это не исключает возможности кого-либо, если он не согласен с нашей позицией и считает, что его право нарушено, попытаться отстоять свое право в суде. Но мне не кажется, что мы нарушили чье-то субъективное право.
– Означает ли это решение, что заблокировано участие в конкурсах для третьего отбора?
– Комиссия пока не закончила реализацию конкурса, который был объявлен 14 мая с. г. на 145 вакантных должностей. Мы находимся на финальной стадии, поскольку практически решен вопрос о заполнении 122 вакансий.
На сегодня (20 ноября 2015 г.) в местных судах числятся вакантными 129 мест. Из них 100 вакансий – в местных общих судах по всей территории Украины и 29 – в хозяйственных и административных местных судах. Но еще 2 недели назад этих вакансий было примерно 80. Объявлять масштабный конкурс на 100 вакансий было бы не очень правильно, учитывая совокупность факторов. Во-первых, есть нерешенная проблема судей из зоны АТО, которых на сегодня 82 человека и которые претендуют на то, чтобы их перевели на вакантные места в другие суды. Во-вторых, практика ВККС в предыдущие годы шла таким путем, что конкурсу по замещению вакантных должностей судей для лиц, которые находятся в резерве, предшествовал конкурс по переводу действующих судей. На мы не можем сегодня осуществить такой перевод без квалификационного оценивания ныне работающих судей. Каждый судья обязан его пройти, а процедура квалифоценивания выписана в Порядке и методологии его проведения, который до сих пор не согласовал Совет судей Украины.
То, что ВККС не объявила конкурс, никак не связано с вопросом о судьбе кандидатов из второго отбора. Не было оснований его объявлять, потому что не было достаточно вакансий. Кроме того, это непростая процедура, которая влечет за собой серьезные юридически значимые последствия. ВККС должна перейти на усиленный режим работы: проверить действительность и основания для подачи кандидатами документов, потом выстроить рейтинг, провести конкурс и определить предварительных победителей. После этого в отношении них проводится предусмотренная законом специальная проверка, направляются запросы в ведомства, обрабатываются полученные ответы. Мы следим за полнотой поступающей информации, касающейся и проживания, и гражданства, и стажа работы, и критериев добропорядочности, этического поведения кандидата, коррупционной составляющей. Такая проверка занимает не одно заседание. Предыдущий конкурс показал, что мы по несколько раз откладывали рассмотрение кандидатур, добиваясь получения объективных данных. Сегодня мы обязаны ответственно подходить к этому процессу с учетом требований, которые к нам предъявляет общество.
Таким образом, как только Комиссия будет готова объявить конкурс для «резервистов», он будет объявлен. И участие в нем смогут принять те кандидаты, которые юридически имеют для этого право и основания.
– Считаете ли Вы, что необходимо продлить срок действия квалификационных экзаменов для «резервистов»?
– Правовые основания для продления сроков действия результатов квалифэкзаменов существуют. В своих обращениях кандидаты на должность судьи указывали, что они правомерно могли рассчитывать на работу ВККС или ВСЮ в период с 11 апреля до, как минимум, начала декабря 2014 г., но эти органы не работали. Т. е. в каком-то смысле кандидаты пострадали потому, что если бы органы работали стабильно, наверняка был бы проведен конкурс, и кто-то из этих людей, безусловно, смог бы реализовать свои ожидания. Тем более, что законодатель, принимая Закон «Об обеспечении права на справедливый суд», предусмотрел возможность продления срока в отношении определенных кандидатов.
Мое субъективное мнение: поскольку для подготовки кандидата на должность судьи надо пройти определенные этапы, и эти этапы требуют значительного привлечения бюджетных средств, я полагаю, если мы уже этих кандидатов отобрали, подготовили, проверили их уровень знаний и внесли в резерв (а это обязывает их работать и жить с оглядкой на то, что они, возможно, станут судьями, предъявляя к себе более высокие требования), оправданно было бы этот срок продлить.
– Возможно ли прогнозировать число вакансий, которые появятся в 2016 г.?
– Насколько я знаю, сейчас концептуально рассматривается вопрос изменения структуры судебной системы. Мы не знаем, будет ли, как сейчас, 4 звена, или 3 звена в судебной системе. Кроме того, сегодня работает доминанта о том, что юрисдикция судов распространяется на все правоотношения в государстве, с чем связано количество дел в судах и, соответственно, количество судов и судей. Если вследствие реформы будет изменена подсудность дел, может уменьшиться и их количество в судах. Выстраивая прогноз, надо знать, что в итоге будет записано в проекте изменений в Конституцию в части правосудия.
– Почему, на Ваш взгляд, Комитет до сих пор не рассмотрел законопроекты №2429а и №2429а-1? Запрашивал ли Комитет ВР по вопросам правовой политики и правосудия мнение Комиссии относительно законопроектов, связанных с «резервистами»?
– Комитет запрашивал у ВККС точку зрения по этому вопросу, и Комиссия подготовила и направила предложения относительно обоснованности и целесообразности законопроектов, связанных с возможностью продления срока действия квалификационного экзамена.
Что касается первой части вопроса, то эти два законопроекта в парламенте на обработке и, насколько я понимаю, происходит процедура их согласования, как и других. Я бы не стал искать в этом тайной подоплеки, поскольку и неотложные законопроекты обсуждаются в Верховной Раде не один день.
– Сколько по состоянию на сегодня вакантных должностей в судах Украины? Скольким кандидатам на должности судей из предыдущих отборов были даны рекомендации?
– По состоянию на 20 ноября с. г. количество вакантных должностей в судах общей юрисдикции (это и местные суды, и апелляционные, и высшие, и Верховный Суд) составляет 1169. 725 – это количество вакантных должностей в местных судах. 129 вакантных должностей готовы к замещению, т. е. это те вакансии, на занятие которых не объявлен конкурс и относительно которых Комиссия не давала рекомендаций для назначения, избрания бессрочно или перевода. 241 вакансия в местных общих судах Донецкой и Луганской областей, которые находятся в районах проведения антитеррористической операции, и в Окружном административном суде Севастополя. 395 вакантных должностей судей в апелляционных судах, 47 – в высших специализированых судах и 2 вакантные должности в Верховном Суде Украины.
Таким образом, из 725 вакансий всего 129 т. н. «чистых», вокруг которых не происходит каких-либо процедур. Относительно оставшихся (кроме судов зоны АТО и АРК) существуют какие-то процедурные решения – например, рекомендация ВККС о назначении, направленная в Высший совет юстиции, и т. д.
За 5 лет работы Комиссии по результатам конкурсных доборов предоставлено 1273 рекомендации кандидатам для назначения на должность судьи. В последнем конкурсе принимали участие 409 человек, и мы в его рамках предоставили 122 рекомендации. Отмечу, что из этих 409 лиц 190 были представителями кандидатов из второго отбора.