Елена Петрушевская,
к. ю. н., эксперт в сфере налогового права
Если налогоплательщик без уважительных причин не предоставляет на запрос контролирующего органа или после начала проведения проверки документы, связанные с предметом проверки, он привлекается к юридической ответственности, в первую очередь, к финансовой. На него составляется акт, в котором фиксируется факт отказа предоставить копии документов, на основании которого принимается налоговое уведомление-решение в соответствии со ст. 121 НК Украины. В случае, если вы не можете предоставить документы, необходимо сообщить об этом контролирующему органу письмом с указанием причин и доказательствами невозможности их предоставления.
В частности, в случае выемки документов или другого их изъятия правоохранительными органами таким доказательством будет протокол выемки, который является подтверждением удаления документов плательщика по взаимоотношениям с его контрагентом. Но следует помнить, что если оригиналы документов, связанных с предметом проверки, изъяты правоохранительными или другими органами, это не значит, что проверку не проведут. В таком случае правоохранители обязаны предоставить контролирующим органам копии изъятых документов или обеспечить доступ к ним. Срок проверки переносится до получения у правоохранительных или иных органов копий документов или доступа к ним.
В случае утраты, повреждения или досрочного уничтожения документов контролирующие органы принимают в подтверждение этого факта документы, указанные в Положении о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденном приказом Министерства финансов Украины №88 от 24.05.1995. В п. 6.10 этого Положения установлено, что в случае пропажи или уничтожения документов руководитель предприятия должен письменно сообщить об этом в правоохранительные органы и приказом назначить комиссию для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи или уничтожения (доказательства: заявление, справка правоохранительных органов, акт комиссии). При повреждении первичной бухгалтерской документации сообщать в правоохранительные органы и назначать комиссию для установления перечня отсутствующих документов не требуется – в этом случае могут быть предоставлены другие документы, подтверждающие этот факт.
В п. 1.1 раздела 1 Положения №88 устанавливается порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также хранения первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности предприятиями, их объединениями и хозрасчетными организациями (кроме банков), независимо от формы собственности, учреждений и организаций, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета. Т. е. требования Положения №88 могут вами и не применяться, если вы не подпадаете под сферу его действия. Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Высшего административного суда Украины по делу №К/800/11314/13 от 22.04.2015.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за непредоставление документов возможно только при условии несоблюдения им требований п. 44.5 ст. 44 НК Украины. Если в суде вы подтвердите, что в течение 5 дней сообщили контролирующему органу об утрате, уничтожении, повреждении документов, привлечение вас к ответственности за нарушение указанной нормы безосновательно.
Согласно норме ст. 44 НК Украины, предусмотрена обязанность налогоплательщика в 5-дневный срок со дня события потери, повреждения или досрочного уничтожения документов письменно уведомить об этом контролирующий орган по месту учета. Однако если плательщик не был осведомлен о потере/досрочном уничтожении документов, этот 5-дневный срок, при наличии доказательств, может отсчитываться со дня, когда плательщик узнал об утере документов и лично подал в контролирующий орган письменное сообщение.
Обязанностью налогоплательщика является восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления сообщения в контролирующий орган. Обязанность контролирующего органа в случае невозможности проведения проверки в связи с сообщением налогоплательщика об утере, повреждении или досрочном уничтожении документов – отложить срок проведения проверки до даты восстановления и предоставления документов к проверке в пределах установленных сроков.
Но что, если контролирующий орган не переносит сроки проведения проверки до возобновления документов? По результатам проверки определяется налоговое обязательство, поскольку считается, что при непредоставлении документов они отсутствовали при составлении налоговой отчетности, а значит, показатели являются неподтвержденными. И уже на определенное налоговое обязательство по ст. 123 НК применяется штраф – 25%, а при повторном нарушении в течение 1095 дней – 50% от суммы начисленного налогового обязательства. Или же применяются другие сопутствующие финансовые санкции, например, по п. 119.2 ст. 119 НК Украины за подачу с недостоверными сведениями налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика. Также при таком нарушении налогоплательщика (должностных лиц) могут привлечь к административной ответственности.
Достаточно весомым шагом в сфере налоговых правоотношений на сегодня является проект Закона об уменьшении налогового давления на налогоплательщиков №2004 от 03.02.2015, принятый в первом чтении 12.05.2015. Законопроектом, в частности, предложено временно, до 31.12.2016 предусмотреть, что в случае, если налогоплательщик в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления-решения, уплатит сумму налогового обязательства, он освобождается от уплаты штрафных (финансовых) санкций, определенных в таком решении.
Законодатели имеют неоднозначную позицию по этому вопросу, однако именно принятие закона об уменьшении налогового давления на налогоплательщиков станет необходимым балансом между любыми неблагоприятными последствиями для прав налогоплательщика и целями налогового контроля, что значительно ослабит давление на налогоплательщиков. Ведь в большинстве случаев по совокупности суммы штрафов превышают доначисленное налоговое обязательство, что порождает достаточно большое количество судебных споров.
Кроме того, любое налоговое уведомление-решение можно обжаловать как в административном, так и судебном порядке. Во время административного обжалования контролирующий орган может провести проверку фактов и выводов, изложенных в жалобе или акте проверки (пп. 78.1.5, 78.1.12 п. 78.1. ст. 78 НК) – например, что вы предоставили доказательства, но во время проверки не были приняты документы и не учтены юридические факты, изложенные в них. К тому же, вы имеете право обжаловать приказ о проведении внеплановой или плановой проверки, если он признан неправомерным, а также в случае, если по результатам судебного обжалования налоговое уведомление-решение не было отменено. Признание такого приказа неправомерным является основанием для пересмотра судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам по ст. 245 КАС Украины.
Чтобы избежать налогового давления на налогоплательщика, следует помнить, что именно от правильного выбора способа защиты и своевременного реагирования на нарушения со стороны контролирующих органов зависит надлежащая защита и восстановление нарушенного права.
NOTA BENE! Если плательщик не был осведомлен о потере/досрочном уничтожении документов, 5-дневный срок, при наличии доказательств, может отсчитываться со дня, когда плательщик узнал об утере документов и лично подал в контролирующий орган письменное сообщение.
ООО «ЮК «НАЛОГОВЫЙ АДВОКАТ»является гарантом в обеспечении надлежащей и своевременной защиты прав налогоплательщиков |
За правовой помощью обращайтесь по тел. 235-91-41 |