Анна Шульгина,
«Судебно-юридическая газета»
Одним из новогодних подарков бизнесу стал принятый Верховной Радой в конце 2014 г. Закон Украины №76-VIII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014. П. 8 заключительных положений этого Закона на полгода введен мораторий на проверки контролирующих органов. Согласно этой норме, любые проверки в течение января-июня 2015 г. должны осуществляться исключительно с разрешения Кабинета министров Украины или по заявкам хозяйствующих субъектов.
Однако, как показало время, предприниматели рано обрадовались. Контролирующие органы научились обходить мораторий на проверки бизнеса. Как отметил заместитель председателя Совета Федерации работодателей Украины (ФРУ) Алексей Мирошниченко в ходе пресс-конференции, на которой был представлен аналитический обзор мониторинга ситуации с проверками предпринимателей во время действия моратория, «несмотря на позитивный в целом дерегуляционный эффект от введения моратория на проверки, контролирующие органы все равно находят обходные пути для проведения проверок». В частности, контролеры начали массово обращаться в Кабмин с просьбой предоставить им разрешения на проведение проверок. Согласно проведенному ФРУ анализу, только за счет таких разрешений от правительства контролирующие органы во ІІ полугодии 2014 г. проверили 1787 субъектов предпринимательской деятельности. Бесспорным обоснованием предоставления Кабмином таких разрешений является ссылка контролеров на крайне тяжелую ситуацию в стране, угрозу терроризма, а также на гибель населения и нанесение значительного ущерба экономике государства.
Задача поддержать или уничтожить?
Критика в адрес Государственной фискальной службы Украины звучит постоянно. В то время, как фискалы сообщают, что в январе-марте 2015 г. в сводный бюджет собрано 126,4 млрд грн, что на 32,9 млрд, или на 35,2% больше, чем в январе-марте прошлого года, бизнес знает, какой ценой достались эти «сверхпроценты». Многие предприниматели боятся говорить о своеволии госслужб, но некоторые уставшие от бесконечных поборов высказывают свое несогласие со «специфической» деятельностью ГФС. Одним из таких стал директор группы компаний Т. Михаил Ханин.
В рамках пресс-конференции предприниматель сообщил, что основные производственные мощности, которыми он руководит, находились на Донецком хлопчатобумажном комбинате. На сегодняшний день предприятие не работает уже 5 месяцев. В ходе своего выступления предприниматель представил журналистам пакет прошитых документов общей массой около 5 кг и сообщил, что это всего лишь один ответ на запрос ГФС. И таких запросов от фискалов за последний год еженедельно поступает по 2–3 шт.
«Сказать, что это ад – ничего не сказать! Приходит с запросом налоговая милиция одного района, потом с такими же вопросами – из другого района, затем из области, а дальше уже из других областей. Я уж молчу об обысках. Фирму переворачивают вверх дном, чтобы взять то, что им уже предъявлено», – рассказал М. Ханин. Он отметил, что подобное происходит практически на всех предприятиях Украины, которые еще мало-мальски дышат. А таких осталось катастрофически мало – государство сделало все, чтобы бизнес ушел в тень, закрывался или просто менял место прописки на страну с более благоприятной бизнес-средой.
Немного статистики
Федерация работодателей Украины на основании сведений, предоставленных контролирующими органами, проанализировала общие показатели их контрольно-надзорной деятельности за I полугодие 2014 г. и сравнила их со ІІ полугодием 2014 г., когда с августа начал действовать мораторий на проведение проверок бизнеса. Оказалось, что во время действия моратория на проверки во II полугодии 2014 г. было проведено 223,6 тыс. проверок, в т. ч. 59,9 тыс. плановых. Финансовых санкций на юридических лиц наложено на сумму 288 171 тыс. грн, а административных санкций на должностных лиц – на 19 161 тыс. грн.
Кроме того, ФРУ обращает внимание на тот факт, что плановые проверки проводились и теми контролирующими органами, которые были ликвидированы или находятся на стадии прекращения (реорганизации) в соответствии с постановлением КМУ №442 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 10.09.2014.
Лидером среди таких проверяющих стала Государственная служба горного надзора и промышленной безопасности, которая за указанный период, согласно данным ФРУ, провела 6373 проверки. Не стеснялись проводить инспекцию и другие службы, которые находятся в стадии реорганизации – в лидеры попали также Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба и др. Кроме того, исходя из жалоб членов ФРУ, органами прокуратуры под видом общего надзора за соблюдением законов также проводились проверки с привлечением экологов, пожарных и других контролеров и полноценные комплексные проверки.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСКЛЮЗИВ
Алексей Мирошниченко, заместитель председателя совета ФРУ
– К сожалению, ситуация с проверками не изменилась и в этом году. Несмотря на то, что продолжает работать так называемый мораторий на проверки контролирующими органами, она не меняется и остается, на мой взгляд, весьма угрожающей. Даже во время моратория контролеры умудрились осуществить во ІІ полугодии 2014 г. более 223 тыс. проверок, и почти 60 тыс. из них были плановыми.
Кроме того, во время действия моратория на проверки в Украине появились новые негативные тенденции. Контролирующие органы научились обходить мораторий. В качестве примера: с помощью полученных в правительстве разрешений контролеры проверяют бизнес или продолжают незаконно осуществлять контрольно-надзорную деятельность, находясь в состоянии ликвидации. При этом, пользуясь правом устанавливать размер штрафа в оговоренных нормативными актами рамках, контролирующие органы все чаще выбирают верхнюю границу санкции.
Что думают предприниматели о проверках?
«Если статистика говорит о том, что количество проверок уменьшилось, надо помнить и о том, что количество реально работающих предприятий в нашей стране также уменьшилось. Огромное количество предприятий Украина потеряла, к сожалению, на временно оккупированной территории Крыма, Донецкой и Луганской областей. Вот и получаем парадоксальный факт: количество проверок в численном виде вроде бы и уменьшилось, но если оставшееся количество разделить на количество «выживших» предприятий, получается, что нагрузка по проверкам на реально работающие предприятия значительно увеличилась.
Если раньше налоговики боялись прокуратуры, то сейчас не боятся ничего. Прокуратура не видит ничего противозаконного в их действиях. Еще вопрос, кто больший враг независимой Украины – Россия или ГФС. Скорее нас добьет фискальная служба. Работать в последний год стало крайне сложно. Почему? Потому, что нас мало осталось тех, кто реально платит налоги, а численность налоговой службы не уменьшилась. Все сокращения прошли для вида, и получилось, что на одного работающего стало гораздо больше проверяющих. Зачем мы платим налоги? Для того, чтобы со стороны ГФС проводилась имитация работы? Экономика сейчас «лежит», и ее добивают лежачую», – директор группы компаний Т.