Николай Белинский,
«Судебно-юридическая газета»
12 января на официальном сайте Президента Украины были опубликованы конкретные требования для участников конкурса по занятию вакантной должности директора Национального антикоррупционного бюро. Участвовать в конкурсе разрешили всем желающим, но претендент должен соответствовать некоторым требованиям, в т. ч. квалификационным. К примеру, он должен иметь стаж работы юристом не менее 10 лет и 5-летний опыт на руководящей должности, а также подать декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера. К конкурсу не допускаются ранее судимые лица и те, кто в последние 2 года были членами политических партий. Такие критерии были разработаны конкурсной комиссией, которую возглавляет председатель Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.
На заседании комиссии 12 января долго шли споры по поводу того, можно ли допускать к участию в конкурсе иностранцев. В итоге комиссия пришла к выводу, что иностранцы или лица без гражданства могут возглавить НАБ в случае, если примут украинское гражданство. На такой формулировке изначально настаивала Администрация Президента.
После того, как закончится срок для подачи заявок, конкурсная комиссия начнет процесс рассмотрения кандидатур. «Судебно-юридическая газета» опросила членов комиссии на предмет того, как будет происходить данный процесс.
КОММЕНТАРИИ ЭКСКЛЮЗИВ
Рефат Чубаров, председатель Меджлиса крымскотатарского народа, член комиссии по проведению конкурса на занятие должности директора Национального антикоррупционного бюро Украины
– Конкурсная комиссия собралась впервые 9 января. 12 января мы уже утвердили текст объявления о конкурсе, которое опубликовано на сайте Президента Украины. Можно говорить о том, что мы дали старт конкурсу. Хочу сказать, что не было никаких скандалов по каким-либо вопросам – были просто разные подходы, которые мы обсуждали. Все происходило очень прозрачно, поскольку транслировалось онлайн в интернете, и некоторые журналисты, исходя из различных наших подходов, просто поспешили заявить о том, что где-то назревает скандал.
Главной темой, на которую мы действительно спорили, был вопрос о возможности участия в конкурсе иностранных граждан и лиц без гражданства. В итоге мы пришли к решению, что иностранцы и лица без гражданства, которые принимают участие в конкурсе на замещение вакантной должности главы НАБ, должны будут получить гражданство Украины по состоянию на последний день конкурса. Т. е. мы нашли такую формулировку, которая позволила расширить конкурентное поле, но не нарушить законодательство. Все, что касается требований к кандидатам, а также ограничений для них, четко выписано в законе, мы в тексте объявления просто все повторили для тех, кто будет подавать документы на конкурс.
Есть действительно очень много моментов, которые станут предметом обсуждения после того, как мы откроем пакеты с документами конкурсантов. Лишь тогда мы, члены комиссии, сможем узнать имена участников. Что бы ни случалось в стране, граждане Украины будут связывать ответственность за коррупцию с Президентом и с парламентом – такой у нас менталитет. Поэтому очень важно, чтобы Президент тоже имел возможность в какой-то мере влиять на процесс выбора директора НАБ. И именно он выбирает среди 3 отобранных комиссией кандидатур одного кандидата и вносит его на рассмотрение и утверждение ВР. Отмечу, что процесс отбора кандидата на должность руководителя бюро будет открытым – мы приняли решение, что будем голосовать в открытом режиме, и все это увидят.
Ярослав Грицак, член комиссии по проведению конкурса на занятие должности директора НАБ
– Больше всего споров вокруг того, на какой стадии иностранный гражданин должен принять гражданство Украины, чтобы быть полноценным кандидатом на должность директора НАБ. По этому поводу есть различные мнения. Мы написали письмо главе Верховной Рады и предложили внести соответствующее изменения в законодательство. Опасаюсь, что из-за того, что наше законодательство неоднозначно, работа комиссии застревает в деталях, которые наверняка важны с правовой точки зрения, но тормозят принятие конкретного решения. В связи с этим сейчас я не могу сказать ничего конкретного, поскольку правовая база неидеальна, и мы не можем даже сказать с уверенностью, кто может быть кандидатом.
Евгений Нищук, экс-министр культуры,членкомиссии по проведению конкурса на занятие должности директора НАБ
– Конечно, у общества разные мнения по поводу возможности баллотироваться на должность директора бюро иностранным гражданам. Комиссия сделала этот шаг, чтобы расширить конкурс и, по крайней мере, дать шанс поучаствовать иностранцам и людям без гражданства, потому что бывает и такое, когда человека лишают гражданства. Однако на момент собеседования, т. е. до окончания срока подачи документов для участия в конкурсе иностранец или апатрид, которые подают документы, должны получить гражданство Украины. Тогда это не будет нарушением законодательства.
Евгений Захаров, членкомиссии по проведению конкурса на занятие должности директора НАБ
– Хочу обозначить, что когда мы начали работать, оказалось, что закон очень несовершенный и требует изменений. Нас интересовали, в первую очередь, вопросы, связанные с нашей работой, т. е. те статьи закона об антикоррупционном бюро, которые касаются квалификационных требований к кандидатам. Сейчас многие нормы этого закона допускают двойную трактовку, и даже процедура отбора содержит противоречия, которые обязательно нужно убрать. Поэтому мы и посвятили этому вопросу все заседание – обсудили возможные изменения в закон, которые необходимо внести для нормального проведения конкурса. Эти предложения мы собираемся направить Президенту и ВР с тем, чтобы законодатель внес такие изменения, потому что без них мы действительно не можем нормально работать.
При этом мы пытались не касаться политических вопросов. Один из таковых – о том, будет ли комиссия подавать одну кандидатуру, которую в итоге будет утверждать Президент, или все же кандидатов должно быть 3, как в действующем законе. Президент выбирает из них одного и подает на утверждение в ВР. Если ВР не утверждает кандидата, Президент предлагает второго из этой тройки и т. д. Если все 3 кандидата будут отклонены ВР, начнется новый конкурс. Мы обратили внимание на то, что можем попасть в ловушку, если в конкурсе не будет достаточно достойных кандидатов или, к примеру, кандидат не наберет 5 голосов членов комиссии. Президент в таком случае получает одного или двух кандидатов, а согласно действующему законодательству мы должны подать трех. С таким законом мы просто не сможем найти решение. Именно поэтому мы предлагаем изменить формулировку в законе таким образом, что комиссия подает не более трех кандидатов Президенту, а не именно три, как прописано сегодня. Т. е. после изменений, если, по мнению комиссии, достойными кандидатами окажутся только двое или один, мы их и будем подавать. Надеюсь, что этого не будет, что у нас появится много достойных претендентов, но все же эта правка необходима, иначе закон нас просто принуждает выбирать кандидата, которого мы не считаем достойным.
Кроме того, наши правки касаются уточнения требований по поводу стажа работы кандидата. Мы хотим уточнить вопросы о стаже работы как в государственных, так и не в государственных органах, в международных организациях как в Украине, так и заграницей, а также норму по поводу высшего юридического образования – может ли оно быть получено за границей. Уточняем и требования по поводу участия в конкурсе и получения гражданства Украины перед назначением на должность (если, конечно, кандидат будет признан достойным). Кроме того, хотим внести изменения и исправить противоречия по поводу проведения собеседования.
В целом мы предлагаем изменения лишь в тех вопросах, которые касаются нашей работы, и не выходим за эти рамки.