Мария Дунай,
специально для «Судебно-юридической газеты»
Правосудие должно быть доступным и гласным. Одним из возможных путей соблюдения этих требований является путь информационно-технологический, что совсем не удивительно в век информационных технологий.
Курс на автоматизацию судов, взятый в далеком 1998 г., успешно продолжается. Работа с тех пор проведена немалая, и уже можно оценить ее результаты. Суды почти полностью перешли на автоматизированное делопроизводство, причем автоматизация коснулась почти всех процессов, начиная с судебной повестки и заканчивая судебным решением.
Тем не менее, судебная система явно не собирается останавливаться на достигнутом, а готова работать над ошибками и воплощать новые проекты. Так, 20 ноября с. г. в помещении Государственной судебной администрации Украины (ГСА) состоялось заседание рабочей группы по вопросам работы системы «Электронный суд» и разработки новой редакции Положения об автоматизированной системе документооборота суда. «Судебно-юридическая газета» решила разобраться, как работает АСДС, какие ее недостатки следует исправить, и какие компьютерные инновации могут ждать судебную систему в ближайшее время и в отдаленной перспективе.
Что есть?
Во всех местных и апелляционных общих судах (кроме Апелляционного суда Киева – там работает «Автоматизированная система электронного документооборота Апелляционного суда города Киева «Апелляция» («АСЭД Апелляция») успешно функционирует компьютерная программа «Д-3». Во всех хозяйственных и административных судах работает компьютерная программа «ДСС» (документооборот специализированных судов). Не остался без автоматизации и документооборот ГСА и Высшей квалификационной комиссии судей Украины.
Все указанные программы с разной степенью успешности выполняют ряд функций, таких как автоматизация общего и судебного документооборота; автоматический обмен электронными делами между судами различных инстанций через центральную базу данных; создание документов судопроизводства средствами встроенного редактора; подпись и автоматическая отправка процессуальных документов в Единый реестр судебных решений; автоматический перенос необходимой информации с процессуальных документов (созданных в АСДС) в учетно-статистические карточки.
Стоит отметить и важную «автоматизацию», связанную с идентификационным индивидуальным номером (ИИН). Так, в соответствии со ст. 18 Закона «Об исполнительном производстве», обязательным требованием к исполнительному документу является наличие в нем информации об ИИН взыскателя и должника (для физических лиц-плательщиков налогов) или о номере и серии паспорта взыскателя и должника (для физических лиц-граждан Украины, которые по своим религиозным или другим убеждениям отказались от принятия ИИН). В связи с отсутствием указанной информации у судов возникали проблемы при оформлении исполнительных документов. За счет новых информационных технологий процедура получения информации о ИИН сторон значительно упростилась и ускорилась. Так, теперь суды имеют возможность получать ее от Государственной фискальной службы Украины через информационно-телекоммуникационные сети с внедренной системой защиты информации и использованием электронной цифровой подписи.
Также ведется работа по автоматическому построению статистических отчетов. В этом направление хорошая новость такова: АСДС предусматривает введение статистических показателей в стандартные статистические карточки. Тем не менее, многое зависит от их корректного заполнения.
В аспекте компьютерных программ отдельно хочется уделить внимание Веб-АСД – программе доступа к делам и документам центральной базы данных через единый интерфейс. Эта программа предназначена для организации поиска дел всех судов Украины; просмотра информации по найденному делу (участники процесса, документы); просмотра табеля работы судей судов общей юрисдикции; просмотра логов автоматического распределения судей. Важно, что доступ к Веб-АСД пользователей может разграничиваться по судам и категориям дел. Стоит ли говорить, что эта программа оказалась весьма полезной для Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел при решении проблемы получения информации по делам судов АР Крым.
Набирает обороты система «Электронный суд». Теперь стороны по делу, написав соответствующее заявление, могут получать судебные повестки в виде SMS и документы в электронном виде параллельно с бумажными (подробнее см. №42 «Судебно-юридической газеты»). Масштабность и актуальность этого проекта подтверждает статистика. Так, с начала работы системы «Электронный суд» в ней было зарегистрировано 102 224 пользователей, доставлено 133 126 судебных документов, отправлено 627 826 SMS-сообщений.
Стоит отметить, что сейчас активно проходит оборудование судов информационными киосками, чтобы дать возможность посетителям, не выстаивая очереди в канцелярию, получать информацию по делам, в которых они являются сторонами, из компьютерной базы. Кроме того, в этих информационных киосках будет доступ к веб-порталу «Судебная власть».
В контексте автоматизации нельзя не вспомнить и о Едином государственном реестре судебных решений, в который решения попадают автоматически. Они открыты для общего доступа с учетом требований по неразглашению содержащихся в них сведений. А судьи, работники суда, ГСА, ТУ ГСА Украины и ГП «Информационные судебные системы» («ИСС») имеют закрытый доступ к полным текстам судебных решений. Что немаловажно, разработан и функционал доступа к решениям Европейского суда по правам человека.
Что будет?
Государственное предприятие «Информационные судебные системы» не собирается останавливаться на достигнутом. Рассмотрим его разработки, которые должны быть внедрены в ближайшее время.
Главным новшеством можно признать согласование компьютерных баз судов (АСДС) и ГАИ («Национальная автоматизированная информационная система Департамента ГАИ», НАИС ДГАИ). В частности, предполагается отправление протоколов об административных правонарушениях в сфере дорожного движения из НАИС ДГАИ в АСДС в виде электронных данных. Это позволит АСДС на базе таких данных автоматически формировать подписку на рассылку SMS-повесток. В свою очередь, в НАИС ДГАИ из АСДС в виде электронных данных будут попадать результаты рассмотрения дел, постановления, другие судебные решения по указанной категории дел, сведения об апелляционном обжаловании постановлений.
Похожий «бартер» предлагается и для уголовных дел. Так, планируется передача информации о перемещении заключенных от Государственной пенитенциарной службы в АСДС. В то же время, ГПтС будет получать из АСДС информацию о рассмотрении уголовных дел (производств).
А самое удобное для граждан новшество – это предполагаемая возможность осуществления оплаты судебного сбора через веб-портал судебной власти или платежные терминалы.
Рассмотрим и более отдаленные перспективы АСДС:
Некоторые предложенные к реализации проекты, безусловно, обрадуют стороны по делу. Среди таковых:
А рядовых работников судов некоторые предложения вряд ли обрадуют, т. к. для них это будет означать увеличение нагрузки и затрат времени на обработку документов, в т. ч. их первичную регистрацию:
Кроме перечисленного, в будущем предполагается также уменьшение затрат на закупки ПК и серверов вследствие уменьшения требований к ним, но увеличение расходов на интернет.
Для Положения об автоматизированной системе документооборота суда также приготовлены изменения. Если говорить них коротко, то суды ждет еще большая автоматизация делопроизводства. Например, электронные экземпляры приказов председателя суда и руководителя аппарата суда по определению функциональных обязанностей, прав пользователей автоматизированной системы, предоставление и лишение права доступа к ней будут вноситься в АСДС не позднее следующего рабочего дня после их подписания. Случаи обесточивания электросети суда, выхода из строя сервера автоматизированной системы и других событий, влияющих на бесперебойность и функционирование АСДС, будут фиксироваться соответствующими актами, электронные экземпляры которых будут вноситься в АСДС.
Но на отдельных грядущих изменениях все-таки необходимо остановиться. Так, в соответствии с п. 3.6 Положения, в случае разъединения судебных дел выделенное в отдельное производство дело подлежит автоматическому распределению на общих основаниях. В указанный пункт планируется внести изменения, в соответствии с которыми выделенное в отдельное производство судебное дело не будет подлежать автоматическому распределению, а будет регистрироваться как поступившее впервые и передаваться судье, которым было принято решение о разъединении нескольких соединенных в одном производстве требований в самостоятельные производства или выделении в отдельное производство.
Также Положение предложено дополнить п. 3.11, согласно которому результатом автоматического распределения судебных дел будет являться справка (она будет формироваться АСДС автоматически и приобщаться к материалам дела) об автоматическом распределении дел между судьями соответствующего суда. Кроме того, так же автоматически будет создаваться отчет об автоматическом распределении дел между судьями. Такой отчет будет содержать ряд данных: о дате и времени начала и окончания автоматического распределения, о номере судебного дела, об участниках процесса, об определении судьи по случайному числу; о выборе и назначении судьи или судьи-докладчика, о выборе судей в состав коллегии. Стоит отметить, что программой будет автоматически заблокирована возможность внести изменений как в отчет, так и в справку.
***
Прогрессивность компьютерных программ делопроизводства судов не вызывает сомнений. Особенно радует целевая направленность новых информационных разработок – многие из них создаются для облегчения контактов граждан с судами. Информационно-технологическим «не словом, а делом» могут решиться извечные такие проблемы, как повышение доступности правосудия и уровня доверия граждан к судебной системе.