Николай Белинский,
«Судебно-юридическая газета»
В последнее время судьи во всех регионах Украины работали в очень сложных условиях, но, тем не менее, справлялись с исполнением своих служебных обязанностей. Так, в первой половине 2014 г. значительно сократилось количество административных дел, ожидающих рассмотрения, а также уменьшились сроки их рассмотрения. Об этом 12 сентября во время заседания пленума Высшего административного суда Украины сообщил председатель ВАСУ Александр Нечитайло, выступая с докладом о статистике осуществления правосудия административными судами.
По словам председателя ВАСУ, за первое полугодие в административные суды поступило больше всего исковых заявлений по поводу администрирования налогов, сборов, платежей, а также по поводу контроля за соблюдением требований налогового законодательства (36%). На втором месте – дела по спорам о реализации публичной политики в сферах занятости населения и социальной защиты граждан (29%).
«Одной из ключевых проблем является разбалансированность нагрузки между административными судами. Например, в Харьковском окружном админсуде среднемесячное количество принятых судебных решений, по которым закончено рассмотрение дел и материалов – 78, в Винницком, Киевском и Львовском апелляционных административных судах – соответственно 1079, 156 и 131», – сообщил г-н Нечитайло. Он пояснил, что такая несбалансированная нагрузка может приводить к снижению эффективности правосудия. Судья, который рассматривает такое количество дел, просто не может уделять им должное количество сил и времени. Однако ни одна страна в мире не может позволить себе постоянно рассчитывать на новые вакансии и наращивать судейский корпус. Во избежание коллапса судебной системы работа судов должна быть оптимизирована, в первую очередь, в технологическом смысле.
Статистика обжалования
Общая тенденция к уменьшению поступления дел повлияла на показатели апелляционных административных судов, в которые поступило 69 тыс. дел, т. е. в 9 раз меньше, чем в I полугодии 2013 г. С учетом остатка, в отчетном периоде на рассмотрении апелляционных административных судов находилось 267 тыс. дел и материалов, что в 4 раза меньше, чем годом ранее.
Что касается кассационного рассмотрения, по его результатам в более чем 2 тыс. дел отменены или изменены решения местных админсудов, которые были оставлены без изменений судами апелляционной инстанции. «В каждом пятом пересмотренном ВАСУ деле обнаружены ошибки в применении законодательства судами первой инстанции, которые не были исправлены апелляционными судами. Такое положение дел требует более ответственного и квалифицированного отношения судей апелляционных админсудов к пересмотру решений судов первой инстанции», – подчеркнул А. Нечитайло.
Обеспечение единства судебной практики
По словам председателя ВАСУ, одним из механизмов обеспечения единства судебной практики является принятие судебных решений расширенным составом коллегии. В прошлом году судьи 4-й судебной палаты ВАСУ рассмотрели в таком формате 2 дела, но несмотря на то, что постановлением пленума ВАСУ №1 от 14.02.2014 секретарям судебных палат предложено продолжить практику рассмотрения дел расширенными коллегиями судебных палат при наличии противоположных по смыслу решений судов предыдущих инстанций, к сожалению, в I полугодии расширенным составом коллегии не было принято ни одного судебного решения.
Зампредседателя суда, секретарь пленума ВАСУ Михаил Смокович сообщил, что причиной неодинаковой судебной практики в админсудах является в т. ч. динамика развития законодательства Украины – не только принятие новых норм и частое их изменение, но и появление новых правоотношений. Их следует правильно урегулировать, ведь нередки случаи, когда новые правовые нормы не могут правильно применять на практике даже их авторы.
Защита избирательного права
Одним из главных вопросов пленума стал вопрос об обобщении практики решения административными судами дел об изменении избирательного адреса и места голосования, уточнении списков избирателей, которые готовились во время внеочередных выборов Президента Украины и выборов депутатов местных советов, сельских, поселковых и городских глав.
Как пояснил М. Смокович, по статистике львиную долю судебных споров по поводу реализации прав избирателей составляют споры об уточнении списков избирателей. Например, на выборах Президента Украины в 2014 г. эта категория составляла 98%, т. е. только 2% составляли другие споры.
Избирательное законодательство во время выборов Президента в 2014 г. было очень нестабильным. Поправки в Закон «О выборах Президента Украины» вносились 7 раз, поэтому судам было непросто рассматривать все эти споры. Вместе с тем, несмотря на то, что ОБСЕ ранее критиковала такую нестабильность, на этот раз ее эксперты положительно оценили изменения.