Катерина Беляева,
«Судебно-юридическая газета»
10 июля с. г. на рассмотрение ВР был представлен законопроект №4276а «О муниципальной полиции». По мнению авторов документа, необходимость создания нового правоохранительного органа обусловлена, в первую очередь, низким уровнем доверия граждан к уже имеющимся правоохранительным структурам. В пояснительной записке к законопроекту приводятся данные социологических исследований, проведенных в 2011 г. Согласно их результатам, население Украины считает уровень преступности в стране высоким – это подтвердили 78,4% опрошенных. На вопрос, есть ли в населенном пункте, где они проживают, места, находиться в которых они остерегаются, утвердительно ответили 75,2% респондентов. При этом граждане отмечали, что более всего опасаются физического насилия (избиения, грабежа) – 60,1%, хулиганства – 45,8%.
От себя добавим, что по результатам социологических опросов, проведенных уже в 2013 г., недоверие населения к милиции достигло рекордных за всю историю независимой Украины показателей – полное недоверие стражам порядка выразили 70% опрошенных.
Все это, по мнению авторов законопроекта, ярко свидетельствует о том, что деятельность органов внутренних дел Украины на текущий момент не отвечает реалиям времени. В таком состоянии, говорится в пояснительной записке, органы внутренних дел могут стать препятствием для демократических реформ, которые проводятся в Украине, поэтому необходимо искать пути совершенствования средств по поддержанию общественного порядка на должном уровне. И таким средством, несомненно, может стать муниципальная полиция.
Парламентарии уверены, что на этом фоне объективно возникла потребность в создании негосударственных субъектов правоохранительной (полицейской) деятельности, функции которых могли бы наиболее полно корреспондироваться с ожиданиями населения конкретных территорий (общин). Тем более, что практика деятельности муниципальных полиций чрезвычайно положительно зарекомендовала себя во многих странах мира, в т. ч. и бывшего социалистического лагеря.
Вооружить. Избрать. Сократить
В законопроекте №4276а предлагается закрепить на законодательном уровне возможность местных советов создавать муниципальную полицию (МП), которая будет финансироваться самими жителями территориальной общины и станет подконтрольным обществу механизмом обеспечения законности и правопорядка на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Документ определяет МП как вооруженный орган местного самоуправления, который создается сельским, поселковым, городским советом с целью защиты жизни, здоровья, прав и свобод членов соответствующей общины, их собственности, природной среды, интересов общества от противоправных посягательств (ст. 1).
Состоять МП будет из офицеров МП во главе с шефом МП, который будет избираться общиной из числа граждан Украины, проживающих на определенной территории не менее 10 лет и достигших к моменту избрания 40-летнего возраста (ст. 15, 16).
К основным задачам МП законопроект относит: обеспечение выполнения решений соответствующего совета и его исполнительных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции; обеспечение охраны зданий органов местного самоуправления, объектов коммунальной собственности и транспортной инфраструктуры (метро, остановок общественного транспорта, вокзалов, причалов и т. п.); принятие неотложных мер для устранения выявленных нарушений по представлению должностных лиц соответствующего совета; обеспечение безопасности дорожного движения; недопущение надругательства над государственными символами, символикой территориальных общин, памятниками, объектами культурного наследия, могилами, другими местами захоронений и т. д. (ст. 2, 8).
Для реализации задач и полномочий муниципальной полиции в законопроекте предлагается предоставить ее работникам право в определенных случаях применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие (ст. 10, 11, 12).
Под взаимодействием же МП с МВД авторы законопроекта понимают, прежде всего, сокращение штатной численности сотрудников милиции в населенных пунктах, сформировавших свою МП (ст. 6).
Необходимости нет?
Примечательным является то, что старания авторов законопроекта №4276а могут оказаться безрезультатными, поскольку органы местного самоуправления уже сегодня могут на законных основаниях создавать МП – вроде той, которая давно функционирует во многих странах мира. Об этом заявил председатель ЛОО ВОО «Союз офицеров» полковник Петр Костюк. «Муниципальная полиция действует автономно в соответствии с Конституцией, законами Украины и тем положением, которое утверждает орган местного самоуправления, – рассказал он в одном из своих комментариев. – Сегодня во Львове есть муниципальная дружина, которая вполне может разрастись до того количества, которое необходимо – все зависит только от решения городского совета. Муниципальная полиция дает рычаги для изменения системы власти, в т. ч. в правоохранительных органах в Украине».
Действует МП муниципальная полиция и, например, в Тернополе. По словам начальника управления тернопольской МП Сергея Волкова, 12 сотрудников МП, работающих под его руководством, не только составляют протоколы, но и отслеживают их выполнение. Так, за 1 квартал 2014 г. работниками МП было выписано 41 тыс. 490 грн штрафов, из которых тернопольчанами уже оплачено 61%.
В Виннице местная полиция создана в 2013 г. по решению Винницкого горсовета №1216. Согласно этому решению, МП является коммунальной собственностью территориальной общины города и действует на основании законодательства Украины и своего устава.
В Ужгороде МП является самостоятельным структурным подразделением Ужгородского городского совета, созданным еще в 2008 г. К слову, за все время деятельности этого подразделения в ужгородских СМИ неоднократно появлялись сообщения о том, что сотрудники МП игнорируют свою работу или оказывают неправомерное давление на граждан.
Таким образом, механизмы для создания МП есть и в действующем законодательстве. Более того, многие парламентарии считают, что сегодня для Украины эта тема вообще неактуальна. «Это уже пройденный этап», – заявил в своем комментарии «Судебно-юридической газете» первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Геннадий Москаль.
Впрочем, у этого мнения уже появились оппоненты, которые уверены в необходимости немедленного создания МП. «Муниципальная полиция должна быть создана однозначно», – уверяет, в частности, председатель подкомитета по вопросам контроля за соблюдением законодательства в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией органами государственной власти и местного самоуправления Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Юрий Деревянко.
Какую позицию поддержат парламентарии в сессионном зале, пока неизвестно.
Комментарии ЭКСКЛЮЗИВ:
Геннадий Москаль, первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией:
– О какой муниципальной полиции можно говорить сегодня? Мы видим ситуацию, которая складывается на Востоке страны. Ответьте на вопрос: если мэр города переходит на сторону сепаратистов, чью сторону будет поддерживать муниципальная полиция? Это уже кризис законодательства у некоторых депутатов. У нас пустая казна, ликвидировались доплаты работникам таких важных общественных сфер, как медицина и образование. Сейчас нет возможности содержать муниципальную полицию. Да и потом, из кого ее набирать? Луганск и Донецк показали, что и государственная милиция не всегда может справляться со своими обязанностями. Эту тему вообще не нужно сегодня поднимать. Это пройденный этап в истории Украины.
Юрий Деревянко, председатель подкомитета по вопросам контроля за соблюдением законодательства в сфере борьбы с организованной преступностью и коррупцией органами государственной власти и местного самоуправления Комитета Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией:
– Закон о муниципальной полиции, безусловно, нужен. Это орган, который, в первую очередь, будет осуществлять контроль за соблюдением общественного порядка на основании специального закона. Вообще сегодня следует говорить о реформе милиции в целом, которая позволит разграничить деятельность правоохранительных органов по расследованию уголовных преступлений и охране общественного порядка.
Создание муниципальной полиции позволит сократить затраты из бюджета на финансирование МВД и предоставит их городским и районным советам для финансирования, на мой взгляд, более рационального нового органа.
«Муниципальная милиция и шерифы – это безопасность и порядок в столице», – председатель подкомитета по вопросам административного законодательства Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики Н. Катеринчук
«Говоря о перспективах, например, Киева, надо немедленно создать муниципальную полицию. Для этого не нужен отдельный законопроект – это можно делать при хорошей политической воле Киевской государственной администрации. И надо это делать немедленно», – экс-министр внутренних дел Ю. Луценко
«Уже сегодня органы местного самоуправления могут на законных основаниях создавать МП – вроде той, которая давно функционирует во многих странах мира», – председатель ЛОО ВОО «Союз офицеров» полковник П. Костюк
Инфосправка. Международный опыт:
Низовой уровень общей структуры правоохранительных органов США – муниципальные правоохранительные органы. Это наиболее многочисленный отряд правоохранительных органов, в котором сконцентрировано большинство офицеров полиции. По имеющимся данным, сотрудники муниципальных и шерифских департаментов составляют 80% персонала полиции (58,6% и 22,4% соответственно), а на полицию штатов и федеральные органы приходится по 10%
Полиция в Англии и Уэльсе сейчас состоит из муниципальной полиции графств (5 отрядов), полиции городов (6 отрядов), объединенной полиции (34 объединенных отряда), полиции метрополии (столичной полиции) и полиции лондонского Сити. Большие полицейские отряды подразделяются на дивизионы и поддивизионы, каждый из которых имеет свой офицерский состав. Меньшие местные отряды действуют как единые подразделения.
Франция имеет достаточно развитую систему муниципальной полиции (полиции местного самоуправления). Она полностью удерживается за счет местных бюджетов, занимается охраной общественного порядка в городах и иных населенных пунктах, тесно сотрудничает с Национальной полицией.