С 19 января вступила в силу новая редакция Закона Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом». Уникальность Закона состоит не только в том, что он регулирует одну из самых проблемных сфер хозяйственного права – процедуру банкротства, но и в том, что при его написании были учтены как рекомендации представителей власти (Кабинета министров Украины, Министерства юстиции, Министерства финансов), так и предложения общественности. Поэтому, не успев пройти испытание судебной практикой, Закон вызвал ажиотаж среди профессионального сообщества.
По мнению авторов, Закон направлен на решение целого ряда актуальных проблем, среди которых специалисты особо отмечают чрезмерную длительность процедуры банкротства, составляющую в среднем 2,9 года, а также затратность, поскольку издержки на производство дела о банкротстве достигают 42% стоимости имущества. Практикующие юристы, напротив, опасаются, что Закон предоставляет широкие возможности для незаконного захвата предприятия путем завладения его уставной и бухгалтерской документацией. Судьи подчеркивают необходимость внесения многочисленных дополнений и уточнений. Арбитражные управляющие спешат заменить свои лицензии на свидетельства, подтверждающие их полномочия.
Какие последствия на самом деле может повлечь за собой применение нового законодательства о банкротстве, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Финансовое оздоровление
Одним из основных направлений новой редакции Закона стало экономическое «оздоровление» предприятий. Так, введена процедура санации, которая предусматривает систему мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, осуществляемых с целью предотвращения его банкротства. Основанием для инициирования досудебной санации служит письменное согласие должника и кредиторов, достигнутое как до, так и после возникновения задолженности. В случае утверждения плана санации, предварительно согласованного должником со всеми кредиторами, суд устанавливает для ее проведения срок 6 месяцев, который может быть продлен еще на 12 месяцев.
Сразу же хочется отметить, что процедура санации воспринимается отдельными юристами как нелегитимная, поскольку, исходя из предписаний Закона, позволяющих кредиторам заявлять свои требования на протяжении всей процедуры банкротства, окончательный план санации не может быть составлен, а значит, и утвержден судом. Однако, проконсультировавшись с экономистами и судьями, «Судебно-юридическая газета» приходит к выводу, что план является динамическим образованием, в котором заранее закладываются риски. Исходя из этого, уже утвержденный план может изменяться по ходу проведения санации.
Кто, кому и сколько должен?
Безусловно, позитивной для потенциальных должников новеллой Закона стало положение о перенесении введения моратория по делу о банкротстве, т. е. принятия судом мер по обеспечению требований кредиторов, с момента поступления заявления о возбуждении производства по делу на момент проведения подготовительного заседания. По мнению специалистов, тем самым законодатель обезопасил экономику предприятия, в отношении которого подается заявление, от вмешательства в случае отсутствия подтверждения указанной в заявлении информации. Проверка информации проводится судьей в течение 5 дней с момента подачи заявления. Подготовительное заседание суда назначается не позднее 14 дней с даты вынесения определения об открытии производства по делу о банкротстве.
С другой стороны, внесены изменения в понятие денежных обязательств как предмета процедуры банкротства. С момента вступления Закона в силу к таковым следует причислять не только обязательства уплаты денежных сумм, но и обязательства, возникшие вследствие невозможности исполнения договоров хранения, аренды, ренты и т. п. Кроме этого, к компетенции суда, в производстве которого находится дело о банкротстве, отнесены все имущественные требования к должнику, в т. ч. споры о признании договоров недействительными, что упраздняет путаницу, возникавшую в случае рассмотрения дел с одними и теми же участниками в разных судах.
Обнародовать информацию об открытии производства по делу о банкротстве обязан сам суд на официальном веб-портале Высшего хозяйственного суда Украины. По мнению парламентариев, подобная инициатива сделает информацию доступной для более широкого круга лиц. К этому мнению присоединяется и наше издание, принимая во внимание, что, во-первых, раньше банкрот мог обнародовать информацию в непопулярных печатных источниках и таким образом фактически избежать ее широкого разглашения, а во-вторых, пользование официальным веб-ресурсом в интернете является более доступным и достаточно дешевым способом получения официальной информации.
Что достается кредиторам?
Еще одним новшеством стало введение новой категории кредиторов – обеспеченных кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника. Невзирая на то, что обеспеченные кредиторы не представлены как стороны по делу о банкротстве, их требования, а также данные об имуществе должника, которое является предметом залога, отдельно вносятся в реестр требований кредиторов.
Существенно изменен порядок продажи имущества банкрота. Подчеркнута необходимость продажи имущества должника в виде целостного имущественного комплекса, что, по идее, должно предотвратить «растаскивание» такового недобросовестными кредиторами. Однако на днях Министерством юстиции был вынесен на обсуждение проект постановления «Об утверждении порядка отчуждения в процедуре санации имущества должника путем замещения активов», который предоставляет возможность раздробления предприятия на несколько хозяйственных обществ с целью их дальнейшей реализации. К сожалению, пока неясно, противоречит ли это приоритетным задачам Закона и чьи интересы представляет подобная инициатива.
Также расширен перечень имущественных действий должника, которые могут быть опровергнуты судом. Впрочем, разъяснение термина «имущественные действия» в Законе отсутствует, равно как и установление процедуры их опровержения, что не помешало авторам Закона ввести положение, предписывающее кредитору по недействительному договору или опровергнутому действию право выбора – погашение долга в первую очередь или исполнение должником данного обязательства.
Коротко о главном
Нельзя не отметить и другие положительные аспекты новой редакции Закона. К примеру, установлен срок на проведение процедуры распоряжения имуществом – 115 календарных дней, который может быть продлен судом не более чем на 2 месяца. Следует указать, что ранее срок распоряжения имуществом мог продолжаться без ограничений, в результате чего процедура банкротства значительно затягивалась.
Установлен максимальный срок процедуры ликвидации – 12 месяцев. При необходимости он может быть продлен еще на 6 месяцев, так что в целом ликвидация не может длиться более 18 месяцев.
Акционерам неплатежеспособного предприятия или другим лицам предоставлена возможность увеличения уставного фонда за счет средств, полученных от дополнительной эмиссии акций.
Отменен мораторий на принудительную реализацию имущества госпредприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых государственная часть составляет не менее 25%.
В связи с расширением экономических связей и возможностью ведения предпринимательской деятельности как иностранцами на территории Украины, так и нашими соотечественниками за рубежом введен институт трансграничного банкротства.
Кто такой арбитражный управляющий
Значительный массив изменений коснулся деятельности арбитражных управляющих. Примечательным является четкое определение термина, согласного которому арбитражный управляющий – это физическое лицо, назначенное хозяйственным судом в установленном порядке в деле о банкротстве в качестве распорядителя имущества, управляющего санацией или ликвидатора, из числа лиц, которые получили соответствующие свидетельства и внесены в Единый реестр арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов) Украины. Т. е. арбитражный управляющий больше не является субъектом предпринимательской деятельности – ему присвоен статус субъекта независимой профессиональной деятельности, который подтверждается свидетельством, выданным после внесения данных в Реестр.
Деятельность арбитражного управляющего регулируется положением «О системе подготовки арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов)», утвержденным Минюстом. В число требований к лицам, желающим осуществлять подобную деятельность, входят наличие полного высшего юридического или экономического образования, стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 3 лет, прохождение стажировки сроком 6 месяцев, а также сдача квалификационного экзамена.
Значительно расширились полномочия арбитражных управляющих, которые, согласно воле законодателя, получили независимость во время их осуществления. Так, в случае задержания или открытия уголовного производства относительно арбитражного управляющего (распорядителя имущества, управляющего санацией, ликвидатора) уполномоченный орган обязан немедленно сообщить об этом в государственный орган по вопросам банкротства, изъятие документов арбитражного управляющего допускается только по решению суда. Одновременно усилена ответственность арбитражных управляющих. Наряду с нотариусами, аудиторами, экспертами и оценщиками, они отнесены к субъектам коррупционной деятельности. За вред, причиненный третьим лицам, новая редакция Закона позволяет привлекать арбитражного управляющего не только к дисциплинарной, но и к гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности.
Обязательным является страхование профессиональных рисков арбитражного управляющего, ежегодная сумма которого должна составлять не менее 300 минимальных размеров зарплаты, установленной на начало года. Из этой суммы, по замыслу законодателя, должен быть возмещен ущерб, причиненный в результате неумышленных действий либо ошибки арбитражного управляющего, что дает определенные гарантии лицам, вынужденным с ним сотрудничать в силу своего процессуального положения.
Изменился и порядок назначения арбитражного управляющего. Теперь, по примеру Германии, Ирландии, Италии и других стран Западной Европы, выбор арбитражного управляющего в украинских судах производится автоматически из Единого реестра и утверждается постановлением уже post factum. По мнению парламентариев, это позволит избежать привлечения к процедуре банкротства в качестве арбитражных управляющих заинтересованных лиц. В то же время, в случае несогласия арбитражного управляющего участвовать в процедуре банкротства, предоставленного им в письменном виде, повторное назначение осуществляется судом путем рассмотрения кандидатуры, предложенной советом кредиторов.
Арбитражному управляющему на заметку
По сообщению Департамента нотариата, банкротства и функционирования центрального заверительного органа Министерства юстиции, в течение 6 месяцев начиная с 19 января 2013 г. Минюстом будет производиться замена лицензий на право осуществления деятельности арбитражного управляющего. Вместо лицензий арбитражные управляющие получат свидетельства о праве на осуществление соответствующей деятельности с занесением информации в Единый реестр арбитражных управляющих Украины.
Доступ к Реестру осуществляется через интернет на официальном веб-сайте Минюста. Пользователям обеспечена возможность поиска, просмотра, копирования и распечатки на основании распространенных веб-обозревателей и редакторов, без необходимости применения специально созданных для этого технологических и программных средств, круглосуточно, без ограничений и взимания платы.
Замене подлежат действующие на день вступления Закона в силу лицензии. Замена будет осуществляться на безоплатной основе по заявлениям арбитражных управляющих. Свидетельство о праве на осуществление деятельности арбитражного управляющего является бессрочным.
КОММЕНТАРИИ
Борис Поляков, судья, заместитель секретаря третьей судебной палаты Высшего хозяйственного суда Украины, д.ю.н., профессор:
– Закон о банкротстве имеет приоритет перед другими законодательными актами в регулировании отношений, связанных с банкротством субъектов предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных в Законе. Т. е. если при рассмотрении дела будет установлено, что нормами определенных законодательных актов соответствующие правоотношения урегулированы по-другому, чем этим Законом, применению подлежат нормы Закона о банкротстве.
В новой редакции Закона принятие заявления о возбуждении дела о банкротстве и возбуждение производства по делу о банкротстве отделены друг от друга процессуальными действиями. В первом случае хозяйственный суд решает вопрос о принятии заявления к рассмотрению, отказе в его принятии или возвращении заявителю, а во втором, т. е. в подготовительном заседании – вопрос о возбуждении производства по делу о банкротстве или об отказе в таком возбуждении. Предварительное заседание суда должно быть проведено не позднее 2 месяцев и 10 дней, и только в случае большого количества кредиторов – не позднее 3 месяцев после проведения подготовительного заседания. Решение вопроса о том, является ли количество кредиторов большим, возлагается на хозяйственный суд с учетом обстоятельств конкретного дела. При этом должны приниматься во внимание не только количественный состав кредиторов, но и состав денежных требований, наличие и содержание возражений распорядителя имущества, должника, других кредиторов и т. п.
Игорь Николаев, к.ю.н., юридический советник Центра коммерческого права:
– В Украине продолжается реформа системы банкротства, предусмотренная Программой экономических реформ Президента Украины на 2010–2014 гг. «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство» (Раздел 4. «Начала бизнеса и выход из бизнеса»). Составляющими этой реформы являются изменение статуса арбитражных управляющих, создание условий для повышения уровня их квалификации и улучшения качества услуг, предоставляемых арбитражными управляющими потребителям.
С принятием инициированного Президентом Закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» №3206-VI от 07.04.2011 арбитражные управляющие отнесены к субъектам коррупционной деятельности как лица, предоставляющие публичные услуги. Необходимо сказать, что в иностранных юрисдикциях к выполнению функций арбитражных управляющих (кстати, называются они в разных странах по-разному) допускаются представители различных профессий – адвокаты, аудиторы, бухгалтеры, медиаторы и т. п. Порой они не требуют отдельного допуска к профессии. В Украине же это лица, которые имеют особый статус, и для его получения они проходят определенную процедуру допуска к профессии.
Сергей Куровский, судья Высшего хозяйственного суда Украины:
– С принятием новой редакции Закона «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» возник ряд вопросов, касающихся в основном применения его положений судами на практике. С целью решения этих вопросов уже проведены заседания судебной палаты и Пленума Высшего хозяйственного суда Украины, в ходе которых на рассмотрение были вынесены отдельные положения Закона. Принят ряд постановлений, дополняющих и разъясняющих положения Закона. В дальнейшем планируется проведение анализа судебной практики, результаты которого будут обсуждаться совместно с Министерством юстиции Украины.
Дмитрий Ворона, заместитель министра юстиции Украины:
– На заседании Пленума Высшего хозяйственного суда Украины был принят проект постановления «Об утверждении положения об автоматизированной системе отбора кандидатов на назначение арбитражных управляющих в делах о банкротстве». Проект разработан совместно с Министерством юстиции Украины. В нем учтены отдельные неточности, касающиеся механизма автоматизированной системы выбора арбитражного управляющего. В целом проект соответствует выдвигаемым к нему требованиям, с условием редакционных поправок. В частности, необходимо указать на установление квалификации арбитражного управляющего комиссией, а также рассмотреть некоторые терминологические неточности.
Анатолий Вязовченко, арбитражный управляющий, председатель Национального профессионального союза арбитражных управляющих Украины:
– В уголовном законодательстве не установлены какие-либо особенности привлечения арбитражных управляющих к уголовной ответственности. А в ст. 4 Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» содержит новеллу о том, что арбитражный управляющий во время исполнения своих полномочий приравнивается к должностному лицу предприятия-должника. Такое неоднозначное с точки зрения юридической техники положение Закона (приравнивается в статусе, но не в правах и обязанностях) позволит правоприменительным органам расширенно толковать положения Раздела XVII УК Украины (должностные преступления) по отношению к арбитражным управляющим.
В то же время, процессы реформирования уголовного законодательства, направленные на гуманизацию и декриминализацию ответственности за экономические преступления, в т. ч. в процедурах банкротства, позволяют надеяться, что уголовная ответственность арбитражных управляющих не будет связана с лишением свободы, а ограничится лишь штрафами и возмещением имущественного ущерба предприятию-должнику. Предусмотрено также лишение права заниматься профессиональной деятельностью арбитражного управляющего по решению суда. Учитывая, что управляющий назначается хозсудом, следовало бы рассмотреть возможность законодательной инициативы о предварительном согласии хозсуда на привлечение арбитражного управляющего к уголовной ответственности за преступления в сфере профессиональной деятельности.