В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, указывается, что целью и оправданием приговора к лишению свободы является, в конечном счете, защита общества и предотвращение угрожающих ему преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытию срока заключения, к моменту возвращения к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование законными способами.
Органом, отвественным за реализацию указанных задач, в нашем государстве является Государственная пенитенциарная служба Украины. Об особенностях работы ГПтС в сегодняшних условиях в экслюзивном интервью «Судебно-юридической газете» рассказал первый заместитель председателя Государственной пенитенциарной службы Украины, генерал-лейтенант внутренней службы Сергей Сидоренко.
– Сергей Николаевич, судьбы многих людей напрямую зависят от тех, кто работает в пенитенциарной системе. Часто ли приходится сталкиваться с непорядочностью, непрофессионализмом отдельных работников? Существует ли внутренняя служба расследований, которая выявляла бы таких сотрудников?
– Существует, безусловно. В структуре центрального аппарата ГПтС создано управление по вопросам внутренней безопасности и предотвращения и противодействия коррупции. Среди основных задач его подразделений:
Следует отметить, что в результате проведенных мероприятий за 7 месяцев 2012 г. выявлено 50 работников органов, учреждений исполнения наказаний и СИЗО, которые совершили правонарушения с коррупционными признаками и привлечены судами к административной ответственности в соответствии с Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции». Ко всем этим лицам судами применены штрафные санкции в размере от 200 до 2550 грн, и все они уволены из Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.
За этот же период относительно персонала органов, учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов, относящихся к сфере управления ГПтС Украины, возбуждено 46 уголовных дел касательно 47 человек. В частности, 30 дел возбуждено за хранение, сбыт или передачу наркотических средств, 11 – за получение взяток, 1 – за подделку документов, печатей, штампов и бланков, их сбыт, использование поддельных документов, 2 – за превышение власти или служебных полномочий, 1 – за разглашение государственной тайны и 1 – за служебную халатность. Из указанного количества возбужденных уголовных дел в отношении персонала осуждены 4 лица.
По каждому выявленному факту коррупционных деяний или злоупотреблений, совершенных персоналом ГПтС, проводится всесторонняя и объективная проверка, тщательно изучаются причины и условия, которые этому способствовали, и к виновным должностным лицам применяются соответствующие меры.
– Не испытывает ли ГПтС кадрового голода? Откуда так сказать, берутся кадры?
– На сегодняшний день численность персонала ГПтС Украины составляет 47224 человека, среди которых 12705 лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава, 22712 – рядового и младшего начальствующего состава и 11807 человек – вольнонаемных работников. Некомплект персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины составляет 5408,25 ед. (10,2% штатной численности).
Подготовка персонала для уголовно-исполнительной службы осуществляется как в ведомственных учебных заведениях, так и в учебных заведениях других министерств и ведомств. В подчинении Государственной пенитенциарной службы находятся 2 вуза и 3 училища. Подготовка специалистов с высшим образованием проводится в Институте уголовно-исполнительной службы, Черниговском юридическом колледже Государственной пенитенциарной службы Украины и на факультете подготовки кадров для Государственной пенитенциарной службы Украины Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого». Профессиональную подготовку и повышение квалификации по 30 категориям должностей наши работники проходят также в Белоцерковском и Днепродзержинском училищах профессиональной подготовки персонала Государственной уголовно-исполнительной службы и Хмельницком училище повышения квалификации и переподготовки персонала Государственной уголовно-исполнительной службы Украины.
– Часто ли возникают внештатные ситуации, и как удается с ними справиться?
– В течение 8 месяцев текущего года в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах массовых беспорядков или случаев группового неповиновения допущено не было. Обычно при возникновении чрезвычайных ситуаций усиливается охрана учреждения, где произошло событие, строже становится надзор за осужденными (заключенными) и принимаются меры по недопущению реализации ими преступных намерений. Персонал учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов принимают меры в соответствии с планом действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Кроме того, с заключенными постоянно проводится профилактическая и разъяснительная работа по недопущению с их стороны правонарушений.
– Как обстоят дела с правами заключенных? С какими проблемами ГПтС приходится сталкиваться на пути их обеспечения? Соответствуют ли, и насколько, европейским стандартам отечественные условия содержания в учреждениях отбывания наказаний, СИЗО, ИВС?
– Одним из главных приоритетов деятельности Государственной уголовно-исполнительной службы Украины на 2012 г. является соблюдение конституционных прав граждан в учреждениях предварительного заключения. Ведь Конституция Украины закрепляет основные права и свободы человека и гражданина, а государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными ему средствами.
Во исполнение поручения Президента Украины №1/1-1288 от 23.05.2012 в ГпТС подготовлен и утвержден план мероприятий по безусловному обеспечению соблюдения конституционных прав и свобод лиц, содержащихся под стражей. Указанным планом предусматривается принятие мер по дальнейшему приведению условий содержания заключенных (осужденных) в следственных изоляторах (учреждениях исполнения наказаний) в соответствие с требованиями действующего законодательства и международными стандартами, по защите конституционных прав заключенных, уменьшению переполненности СИЗО, обеспечению надлежащих материально-бытовых условий, улучшению медико-санитарного обеспечения, недопущению роста смертности, соблюдению режимных требований, предотвращению пыток и другого бесчеловечного обращения.
– Что изменилось в работе ГПтС после «перехода» от МВД к Минюсту?
– Согласно обязательствам, взятым Украиной при вступлении в Совет Европы, в ч. VII п. 11 заключения ПАСЕ №190 (1995 г.) было определено, что пенитенциарную систему до конца 1998 г. следует вывести из подчинения Министерства внутренних дел и передать ответственность за управление ею Министерству юстиции.
После принятия Украины в Совет Европы в 1996 г. эксперты комиссии Европейских сообществ и Совета Европы в течение почти 2 месяцев провели изучение действующего законодательства Украины, других нормативных актов, регламентирующих исполнение наказаний, и практики их применения. Были тщательно проверены 22 учреждения уголовно-исполнительной системы 8 областей Украины. По результатам этого изучения Советом Европы был подготовлен и в январе 1997 г. обнародован доклад «Оценка тюремной системы Украины» с конкретными рекомендациями по дальнейшему реформированию системы исполнения наказаний, в т. ч. созданию пенитенциарной службы как автономной социальной организации.
С учетом этих рекомендаций 22 апреля 1998 г. Президентом Украины был издан Указ, согласно которому образован Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний. 12 марта 1999 г. Указом Президента №248 этот департамент выведен из подчинения Министерства внутренних дел и определен центральным органом исполнительной власти, который непосредственно подчиняется Кабинету министров Украины и реализует единую государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний. А согласно постановлению Кабинета министров Украины №683 от 17.05.2006 «О внесении изменений в перечень центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется Кабинетом министров Украины через соответствующих министров», деятельность Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний с мая 2006 г. направляется и координируется Кабмином через министра юстиции.
В ходе административной реформы Указом Президента Украины №1085 от 9.12.2010 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» установлено, что Государственная пенитенциарная служба Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины через министра юстиции. Таким образом было, наконец, завершено выполнение обязательства относительно статуса пенитенциарной системы, которое Украина взяла на себя при вступлении в Совет Европы еще в 1995 г.
Благодаря последовательным шагам по реформированию, система управления Государственной уголовно-исполнительной службы стала более гибкой, оперативной и действенной за счет освобождения ее от несвойственных функций, присущих Министерству внутренних дел. Благодаря углублению взаимодействия с Министерством юстиции более эффективно осуществляется совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства с целью гуманизации уголовной ответственности, расширения возможности применения альтернативных лишению свободы наказаний, гуманизации условий отбывания наказаний, устранения причин и условий, приводящих к нарушениям прав человека в пенитенциарной системе. За этот период создана правовая база, в основу которой положены принципы гуманизации отбывания наказаний, строгого соблюдения прав и свобод человека и гражданина, внедрены новые формы и методы работы с осужденными.
Несомненным достижением государственной политики в сфере исполнения наказаний стало принятие в 2003 г. Уголовно-исполнительного кодекса Украины и в 2005 – Закона Украины «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины». Но работа в этом направлении продолжалась, и Законом Украины №1828-VI от 21.01.2010 «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Украины относительно обеспечения прав осужденных лиц в учреждениях исполнения наказаний» с 1 января 2012 г. предусмотрено увеличение с 2,5 до 4 м2 нормы жилой площади на одного осужденного и установлено, что они, как правило, должны содержаться в помещениях блочного типа.
13 декабря 2011 г. Президент Украины подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности», согласно которому из 37 статей раздела VII Уголовного кодекса Украины «Преступления в сфере хозяйственной деятельности» исключено 16. В остальных статьях этого раздела изменены санкции, и со дня вступления Закона в силу они будут предусматривать наказание в виде штрафа, а не исправительных работ, ограничения и лишения свободы, как было ранее.
И, наконец, 13 апреля текущего года Верховной Радой принят Уголовный процессуальный кодекс Украины, который дает разумные основания рассчитывать на дальнейшее снижение численности заключенных в следственных изоляторах Государственной пенитенциарной службы и улучшение условий их содержания. Так, ст. 176 нового УПК расширяет круг мер, альтернативных заключению под стражу, в частности, вводит домашний арест, что прогнозируемо уменьшит количество случаев применения такой меры, как заключение под стражу. Уголовным кодексом Украины (ст. 51) установлен исчерпывающий перечень видов наказания, и входящие в него штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественные и исправительные работы, ограничение свободы могут быть альтернативой лишению свободы. Указанные виды наказаний широко применяются национальными судами при определении меры наказания. А ст. 82 Уголовного кодекса для осужденных к лишению и ограничению свободы, которые стали на путь исправления, предусмотрена возможность замены неотбытой части наказания более мягким. Кроме того, проработан вопрос введения процедур досудебного расследования и судебного производства в режиме видеоконференции, и данный проект уже внедрен в учреждениях 5 областей.
Новая законодательная база способствовала существенным позитивным изменениям в отечественной системе учреждений исполнения наказаний и мест предварительного заключения, позволив улучшить условий содержания, материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных и лиц, взятых под стражу, повысить гарантии обеспечения приоритета их прав и законных интересов, более активно внедрять прогрессивные формы социально-психологической поддержки и укрепить роли общественности в процессе исправления и ресоциализации осужденных.
Благодаря гуманизации карательной политики государства продолжается тенденция постепенного снижения количества лиц, содержащихся в местах лишения свободы. В частности, с 1999 г. численность осужденных и лиц, взятых под стражу, в учреждениях Государственной уголовно-исполнительной службы уменьшилась на 52,9 тыс. человек. Только с начала года их численность уменьшилась на 5,2 тыс. человек.
Для реанимации предприятий учреждений исполнения наказаний ГПтС Украины после падения их конкурентоспособности при переходе на рыночную экономику принимались меры по развитию и обновлению материально-технической базы предприятий и учреждений, увеличению объемов выпуска товарной продукции, созданию новых рабочих мест для осужденных. Так, в течение нескольких лет предприятиями учреждений исполнения наказаний было введено в эксплуатацию технологическое оборудование для выпуска новых видов продукции, что позволило создать новые рабочие места. Позитивные сдвиги в их деятельности позволили начать поэтапное обновление материально-технической базы. Достигнута положительная динамика и в наращивании объемов производства продукции, ведется активный поиск рынков сбыта, в т. ч. заключение контрактов с иностранными субъектами хозяйствования.
ГПтС Украины совместно с Минюстом были подготовлены изменения в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (относительно предоставления предприятиям учреждений исполнения наказаний гарантированного государственного заказа), в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» (по восстановлению платежеспособности предприятий учреждений исполнения наказаний), в Налоговый кодекс Украины (относительно специального режима налогообложения хозяйственной деятельности ГПтС Украины), законопроект относительно механизмов сокращения задолженности в Пенсионный фонд Украины, которые пока не поддержаны Минфином и Минэкономики.
В рамках содействия институтам гражданского общества в управлении государственными делами в пенитенциарной сфере сформирован общественный совет при аппарате ведомства, в состав которого вошли 25 представителей гражданского сектора. Наряду с этим, в марте 2012 г. ГПтС впервые в ее истории выступила платформой для мониторинга соблюдения прав человека в местах лишения свободы – наблюдатели по правам человека из 13 государств обучались на базе некоторых украинских учреждений исполнения наказаний. Цель мероприятия предусматривала получение дополнительного опыта и практических навыков мониторинга мест лишения свободы на предмет соответствия международным нормам и стандартам порядка исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных и условий их содержания в учреждениях исполнения наказаний.
В рамках реализации мероприятий, предусмотренных Комплексной программой обеспечения жильем военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, должностных лиц таможенной службы и членов их семей, утвержденной постановлением Кабинета министров №2166 от 29.11.1999 (с изменениями), в течение 2010–2011 гг. введены в эксплуатацию 52-квартирный жилой дом в Самборе Львовской области, 9-квартирный дом в Изяславе Хмельницкой области и II очередь (54 квартиры) 108-квартирного жилого дома в Чернигове. Согласно Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год», при содействии Министерства юстиции Украины на строительство (приобретение) жилья для лиц рядового и начальствующего состава Государственной уголовно-исполнительной службы Украины запланировано привлечь 33,5 млн грн. По сравнению с прошлым годом на 8,2% увеличено финансирование на денежное содержание персонала, что позволило поднять уровень минимального денежного обеспечения контрактникам до уровня не ниже 1450 грн, а молодым офицерам – не ниже 2100 грн, что на 10–15% больше, чем в прошлом году.
– Недавно глава государства по собственной инициативе внес на рассмотрение в парламент законопроект «О внесении изменений в закон Украины об Уполномоченном Верховной Рады по правам человека». Среди прочего, законопроект предусматривает возможность беспрепятственного посещения омбудсменом совместно с представителями общественности мест предварительного заключения. Насколько такая практика повлияет на качество работы пенитенциарной системы?
– Да, это достаточно весомый шаг в сторону демократизации общества. Украина в 2006 г. ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток и обязалась в течение года создать один или несколько национальных превентивных механизмов по предотвращению пыток. Этот инструмент предусматривает усиление влияния гражданского общества на действия власти. Представители указанных превентивных механизмов имеют право на беспрепятственное посещение любых мест предварительного заключения или отбывания наказаний под контролем государства. Сейчас продолжается работа в данном направлении.
– Для нашего государства сегодня достаточно остро стоит вопрос переполненности СИЗО. Как Вы считаете, что послужило основной причиной возникновения такой ситуации? Какие меры предпринимаются для улучшения ситуации?
– Система учреждений исполнения наказаний и мест предварительного заключения в последнее время претерпела ряд существенных позитивных изменений, обусловленных провозглашением Украины правовым, демократическим и социальным государством, присоединением ее к международным правовым актам по защите прав человека. В последние годы были выделены значительные финансовые ресурсы для изменения условий содержания лиц в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах, и в определенной степени эти условия были улучшены.
Однако в течение длительного времени остаются неразрешенными определенные проблемы, которые негативно влияют на деятельность органов и учреждений исполнения наказаний и следственных изоляторов. Это, в частности:
Эти проблемы не возникли сегодня – большинство из них достались нам в наследство с прошлых лет, но мы их постепенно решаем. Так, во исполнение поручения Президента Украины №1-1/2096 от 16.09.2011 в течение 2011–2012 гг. принимались меры по разгрузке следственных изоляторов, созданию для заключенных дополнительных мест, обеспечению их надлежащими материально-бытовыми условиями. Благодаря проведению целенаправленной работы обеспечено функционирование 41 участка следственных изоляторов на 1894 места и 38 арестных домов на 1057 мест. Сейчас прорабатывается вопрос о создании отделений арестных домов на территории противотуберкулезных лечебных учреждений. Всего за пределы следственных изоляторов вывезено более 2 тыс. человек, что позволило высвободить места в следственных изоляторах.
– Весьма серьезной для Украины является проблема смертности среди лиц, которые длительное время находятся под стражей или уже отбывают наказание. ГПтС склонна винить в этом суды. Служители же Фемиды считают, что проблема, о которой идет речь, заключается не только в деятельности судов. Например, по словам судьи ВСУ Галины Каныгиной, решения судов об отказе в удовлетворении представлений об освобождении практически не обжалуются в апелляционном порядке. Практика складывается так, что пенитенциарная служба через короткий срок просто повторно обращается в суд с представлением об освобождении, иногда на основании тех же медицинских данных, которые были при подаче первого представления. Почему так происходит?
– Согласно требованиям общего приказа Госдепартамента и МОЗ Украины №3/6 от 18.01.2000 «Об утверждении нормативно-правовых актов по вопросам медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в следственных изоляторах и исправительно-трудовых учреждениях Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний», осмотр тяжелобольных и рассмотрение материалов их медицинского обследования осуществляются специальными врачебными комиссиями после лечения и обязательных обследований больных в стационарных условиях лечебных учреждений с учетом результатов проведенного лечения и заключительного диагноза. Этим приказом также предусмотрено, что в случае отказа судом в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания с связи с болезнью и ухудшением состояния здоровья, независимо от времени вынесения судом решения об отказе, повторное представление об освобождении направляется в суд в срок до 3 суток после повторного осмотра осужденного специальными врачебными комиссиями. Но повторные и дополнительные обследования не нужны в случаях, когда диагноз, в связи с которым больной может быть освобожден от дальнейшего отбывания наказания, вирифицирован при первичной подаче документов в суд.
Большая часть тяжелобольных осужденных умирает сразу после освобождения или отказа в праве на досрочное освобождение в связи с болезнью, что обусловлено тяжестью и скоротечностью развития болезней, в частности ВИЧ-инфекции, в стадиях, предусмотренных Перечнем заболеваний, являющихся основанием для предоставления в суды материалов об освобождении лиц, осужденных к наказанию в виде лишения свободы на определенный срок, от дальнейшего отбывания наказания.
О фактах отказов в удовлетворении представлений на освобождение от дальнейшего отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью руководство Государственной пенитенциарной службы Украины ежеквартально сообщает Высшему специализированному суду Украины.
– Реалии таковы, что вместо перевоспитания тюрьма, как правило, ломает человека. На Ваш взгляд, что является основным камнем преткновения в реформировании пенитенциарной системы? В каком направлении следует двигаться, чтобы сделать ее более гуманной, чтобы люди, вернувшиеся из заключения, не становились потерянными для общества?
– Пенитенциарная система не может стоять в стороне от трансформаций, происходящих в нашем обществе. За годы независимости Украины было сделано немало шагов по пути приведения условий исполнения и отбывания наказаний к мировым и европейским стандартам, к улучшению механизмов защиты прав человека в учреждениях исполнения наказаний. Новейшие пенитенциарные реформы в нашем государстве обусловлены внутренней государственной политикой в рамках социальной переориентации процесса исполнения уголовных наказаний с учетом требований современности, а также в рамках соблюдения международных стандартов, принципов законности, гуманизма, демократизма, справедливости и обязательно – современной мировой пенитенциарной доктрины.
Главной задачей Государственной пенитенциарной службы Украины остается обеспечение безопасности общества путем изоляции преступников с одновременным обеспечением надлежащих условий их содержания и проведением с ними социальной работы. Однако в последнее время приобретает актуальность еще ряд вопросов, без решения которых нормальное функционирование пенитенциарной системы именно как системы раскаяния невозможно. В частности, сегодня на повестку дня деятельности Службы вынесен вопрос качественной реализации комплекса социальных и психолого-педагогических мероприятий для осужденных, т. е. деятельность уголовно-исполнительной службы все больше приобретает социальную направленность. Значительное внимание уделяется совершенствованию социально-воспитательной работы с осужденными и развитию психологической службы. Около 2,2 тыс. работников социально-психологической службы органов и учреждений уголовно-исполнительной службы повседневно решают вопросы социальной адаптации и подготовки осужденных к жизни на свободе.
Остро стоят и вопросы качества подготовки кадров Службы, медицинского обслуживания заключенных, обеспечения возмещения причиненного преступлениями материального и морального вреда.
Реформаторские шаги в сфере исполнения наказаний и функционирования отечественного пенитенциарного ведомства требуют постоянного и глубокого научного сопровождения, чему ГПтС уделяет значительное внимание. Выработка государственной политики в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется с учетом рекомендаций науки. При Государственной пенитенциарной службе Украины постоянно действует Научный совет, на котором ведущие украинские ученые-пенитенциаристы постоянно обсуждают проблемные вопросы функционирования отечественной пенитенциарной системы и пути решения этих проблем.