Правовые нюансы оформления всех видов помощи, выплачиваемых при рождении ребенка
Пожалуй, с радостью материнства и отцовства зачастую приходят и проблемы материального свойства, в т. ч. вопрос получения пособий по рождению ребенка, оформления декретного отпуска и отпуска по достижению ребенком 3-летнего возраста. «Судебно-юридическая газета» решила помочь родителям разобраться в этих «декретных» проблемах.
Начнем с того, что иногда граждане пользуются не совсем правильной терминологией, отчего возникает путаница и как следствие – отказ в выплате тех или иных пособий. Речь идет о понятиях «декрет» («декретный отпуск»), «отпуск по беременности и родам» и «отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста». Дело в том, что согласно ЗУ «О государственной помощи семьям с детьми», семьям выплачиваются такие виды государственной помощи: 1) помощь в связи с беременностью и родами; 2) помощь при рождении ребенка (или при усыновлении ребенка); 3) помощь по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; 4) помощь на детей, над которыми установлена опека или попечительство; 5) помощь на детей одиноким матерям. Очевидно, что среди перечисленного нет так называемых «декретных». Поэтому будущим родителям следует понимать, что известный в народе «декретный отпуск» в законе именуется отпуском по беременности и родам. И для получения соответствующего вида помощи его следует вовремя оформить.
Оформление «декретного» отпуска
Для работающих мам. Согласно ст. 179 КЗоТ Украины, ст. 17 ЗУ «Об отпусках», на основании медицинского заключения женщинам предоставляется оплачиваемый отпуск в связи с беременностью и родами продолжительностью: 1) до родов – 70 календарных дней; 2) после родов – 56 (70 в случае рождения двух и более детей или осложнения родов) календарных дней, начиная с дня родов. К слову, лицам, усыновившим новорожденных детей непосредственно из роддома, предоставляется отпуск со дня усыновления продолжительностью 56 (70 при усыновлении двух и более детей) календарных дней. В случае, если ребенок усыновлен обоими родителями, указанный отпуск по их усмотрению предоставляется одному из них.
В свою очередь, ст. 180 КЗоТ определяет, что при предоставлении отпуска в связи с беременностью и родами собственник или уполномоченный им орган обязан по заявлению женщины присоединить к нему ежегодный основной и дополнительный отпуска независимо от продолжительности работы женщины на предприятии в текущем рабочем году. Таким образом, вопрос об оплате отпуска по беременности и родам для мам, работающих официально, решается просто: необходимо предоставить в отдел кадров лист нетрудоспособности, выдаваемый медучреждением на 30-й неделе беременности, написать заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам на срок, указанный в больничном, на основании чего наниматель издаст соответствующий приказ. Оплата такого отпуска будет происходить по месту работы будущей мамы.
Законодательством не предусматривается одновременная выплата и зарплаты, и помощи по беременности и родам. Поэтому если женщина желает работать до рождения ребенка, не оформляя отпуска, помощь ей не полагается.
Для домохозяек. Государство предусмотрело выплату помощи по беременности и родам и для неработающих мам. В соответствии со ст. 7 ЗУ «О государственной помощи семьям с детьми», право на получение помощи в связи с беременностью и родами имеют беременные женщины (граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно пребывающие на территории Украины), не застрахованные в системе общеобязательного государственного социального страхования. Иными словами, на государственную помощь по беременности и родам имеют право и студентки, безработные, женщины-предприниматели, не платящие страховые взносы в Фонд соцстрахования по временной утрате трудоспособности. Правда, в отличие от работающих, необходимые документы им следует направить в Управление труда и соцзащиты населения (УТиСЗН) по месту жительства, ведь именно это орган будет заниматься начислением и выплатой «декретных».
Кроме того, размер помощи для неработающих женщин будет, как правило, ниже, чем «декретные» официально трудоустроенных мам. Согласно ст. 9 ЗУ «О государственной помощи семьям с детьми», помощь в связи с беременностью и родами предоставляется в размере 100% среднемесячного дохода (стипендии, денежного обеспечения, помощи по безработице) женщины, но не менее 25% от размера установленного законом прожиточного минимума для трудоспособного лица в месяц. Впрочем, согласно п. 7 Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми (утв. Постановлением КМУ от 27.12.2001 № 1751; далее – Порядок), неработающим женщинам и женщинам, зарегистрированным как субъекты предпринимательской деятельности, помощь по беременности и родам выплачивается в размере 25% размера прожиточного минимума, а, к примеру, женщинам, зарегистрированным в ЦЗ как безработным – в размере 100% минимального размера помощи по безработице. Так что, скажем, домохозяйка может рассчитывать на помощь в размере 25% от прожиточного минимума.
И, наконец, немаловажно знать о сроках обращения за выплатой помощи, причем как для работающих, так и для не работающих женщин. В соответствии со ст. 8 закона о государственной помощи семьям с детьми, помощь в связи с беременностью и родами назначается, если обращение за ней имело место не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Кроме того, помощь назначается за весь период отпуска (т. е. 126 или 140 календарных дней) и исчисляется суммарно. Причем предоставляется она женщинам в полном объеме независимо от числа дней отпуска, фактически использованного до родов.
Помощь при рождении ребенка
Как значится в п. 10 Порядка, в целях создания надлежащих условий для полноценного содержания и воспитания ребенка помощь (или, как ее принято называть, пособие) при рождении ребенка предоставляется одному из родителей, причем независимо от того, работают ли (учатся) они оба.
Затягивать с походом в органы соцзащиты не следует, так как помощь при рождении ребенка назначается при условии, что обращение за ее назначением поступило не позднее чем через 12 календарных месяцев после рождения ребенка.
При обращении в УТиСЗН по месту жительства, кроме заявления одного из родителей о назначении помощи (образцы есть в каждом управлении), следует предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность родителя; копию свидетельства о рождении ребенка; выписку из государственного РАГСа о рождении ребенка для выплаты помощи в связи с рождением ребенка, выданную отделом РАГС, или справку о назначении помощи при рождении ребенка, выданную органом сельского, поселкового, городского (кроме городов областного значения) советов. Те же родители, кто обращается за помощью при рождении второго или последующих детей, должны подать, кроме прочего, справку о составе семьи и копию свидетельства о рождении каждого ребенка, что учитывается при назначении размера помощи.
Касательно размера помощи при рождении ребенка, то для детей, рожденных после 8 апреля 2011 г., она предоставляется в сумме, кратной 30 размерам прожиточного минимума – на первого; кратной 60 размерам – на второго; 120 размерам – на третьего и каждого последующего ребенка. Сама выплата осуществляется единовременно в 10-кратном размере прожиточного минимума при рождении ребенка, а остальная сумма помощи на первого ребенка выплачивается в течение 24 месяцев, на второго – 48 месяцев, на третьего и каждого последующего – 72 месяцев равными частями.
Помощь по уходу за ребенком (до 3-летнего возраста)
Законодательством Украины по желанию матери предусмотрена возможность по окончании отпуска по беременности и родам приступить к работе либо же продолжать воспитывать свое чадо до достижения им 3 лет. Такое решение нужно принять до истечения срока «декретного отпуска», а в последний день больничного выйти на работу и либо приступить к своим обязанностям, либо написать заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста. Конечно, родителям предоставлено право «перевести» этот отпуск и на членов семьи, проживающих совместно с ребенком (к примеру, отца, дедушку, бабушку, иных родственников, фактически досматривающих ребенка). Причем такой отпуск предоставляется по заявлению женщины (или членов семьи, оформляющих его) полностью или частично в рамках установленного периода и оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Кстати, по желанию матери или лиц, пребывающих вместо нее в отпуске по уходу за ребенком, они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому, сохраняя при этом право на получение помощи в период отпуска по уходу за ребенком.
Сама же помощь по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста назначается для работающих лиц – со дня наступления отпуска по уходу за ребенком по день его окончания (согласно приказу или распоряжению нанимателя), а для неработающих и ФЛП – со дня обращения за ее назначением, но не ранее дня, следующего за окончанием отпуска по беременности и родам (п. 18 Порядка). Вместе с тем, днем обращения за назначением помощи по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста считается день принятия органами труда и соцзащиты населения соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Юлия Габдуллина, специально для
«Судебно-юридической газеты»
**Инфосправка**
Документы, необходимые для получения помощи
Согласно Порядку назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми
1. Основанием для назначения помощи в связи с беременностью и родами являются:
- выданная лечебно-профилактическим учреждением справка установленного образца,
- заявление матери,
- справка (в зависимости от ситуации): а) с основного места службы, учебы о том, что женщина служит, обучается; б) ликвидационной комиссии о том, что женщина уволена с работы в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации; в) центра занятости о том, что женщина зарегистрирована как безработная; г) ПФУ о том, что женщина, являющаяся ФЛП, пребывает (не пребывает) на учете в органах ПФУ и не принимает участия на добровольных основаниях в общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности.
2. Для получения помощи по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста органам труда и соцзащиты населения подаются такие документы:
1) заявление матери (отца, деда, бабки или иного родственника, который фактически осуществляет уход за ребенком);
2) копия или выписка из приказа (распоряжения) работодателя о предоставлении отпуска;
3) копия свидетельства о рождении ребенка;
4) копия трудовой книжки матери (отца, деда, бабки или иного родственника), которая (который) осуществляет уход за ребенком;
5) справка с места учебы – для учащихся лиц;
6) справка о том, что выплата помощи по безработице или материальной помощи по безработице не производится – для неработающих лиц, состоящих на учете в ЦЗ;
7) выписка или извлечение из Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей – для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Для наемных работников ФЛП помощь по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста назначается на основании справки работодателя, к которой при отсутствии печати прилагается выписка или извлечение из Единого госреестра юрлиц и физлиц-предпринимателей.