Композиторы, писатели, музыканты, певцы и другие талантливые люди обогащают нашу жизнь своим творческим гением и дают обществу те самые необходимые ему зрелища. Потому, чтобы способствовать дальнейшей реализации их таланта, государство и общество должно обеспечить им признание и достойное вознаграждение за труды и использование произведений. Для этого и существует такое понятие, как авторское право: право быть признанным и вознагражденным.
На сегодняшний день в Украине существует огромное количество законов и подзаконных актов, регулирующих вопросы защиты авторского права. И, как это ни парадоксально звучит, специалисты отмечают, что авторские законы у нас хорошие. Только вот не работают они, и суды мало разбираются в нюансах феномена под названием copyright. В итоге наши звезды часто остаются обиженными как пиратами, незаконно использующими их произведения и фактически крадущими их деньги, так и правоохранительными органами, закрывающими на все это глаза. Сегодня мы решили обратиться к теме обеспечения защиты авторского права наших артистов.
Чтобы понять, как дело обстоит на самом деле, мы обратились к известному певцу, актеру и шоумену Андрею Кравчуку, который на собственном опыте не раз ощущал слабые стороны защиты авторского права в Украине.
– Андрей, скажите, пожалуйста, случались ли нарушения Ваших авторских прав? И если да, то как обстоят дела с отстаиванием своей правоты в суде?
– Авторское право в Украине – эта территория, которую любой судебный институт пытается игнорировать: создавать прецеденты о возмещении денежных средств за нарушение и незаконное использование объектов авторского права судьи не очень хотят. Но, несмотря на такие трудности, мне удавалось себя защитить.
В моей жизни эпизоды нарушений моих прав, в том числе и попыток попираний моей деловой репутации, случались дважды. В первый раз я защищал в суде свой репертуар, во второй — защищал свою фотографию и деловую репутацию. В обоих случаях речь шла не о финансовом вознаграждении, а об установлении факта незаконного использования объектов авторского права и об установлении справедливости. Мне удалось доказать, что я и только я являюсь правообладателем своего репертуара.
– Несколько лет назад в СМИ было сообщение о том, что якобы оспаривается Ваше право на сценический образ и даже псевдоним El Кравчук. Чем закончилось это дело?
– Что касается скандала по поводу псевдонима ЕL Кравчук, то право на его использование никогда никем не оспаривалось. Оспаривались права на мой репертуар. ЕL Кравчук – товарный знак, который зарегистрирован на мое имя, и ни один субъект на территории Украины не имел никогда основания претендовать на его использование. Факт оспаривания был выдуман желтой прессой для создания очередной сенсации за мой счет. Псевдоним принадлежит мне, всегда принадлежал и мною придуман.
Пресса вообще любит придумать скандал, чтобы подзаработать. Недавно, например, появилось сообщение, что я открыл ресторан. Я же просто был приглашен выступить на его открытии, и не являюсь ни владельцем, ни одним из его учредителей. Должен ли я оспаривать в суде такую информацию – вопрос не из области права, а, скорее, философский. Меня это даже позабавило и сыграло мне на руку. Любое упоминание об артисте, даже плохое, делает ему рекламу.
– Расскажите о случае незаконного использования фотографии и о том, как Вам удалось выиграть в суде? Ведь в данном случае выходит, что нарушались не только Ваши авторские права на фотографию, но и личные неимущественные права, в том числе и право на неприкосновенность информации о Вас и деловой репутации?
– Да, именно все эти права я защищал в суде. Одна табачная компания использовала в своей рекламе мою фотографию в течении того периода, когда я должен был принимать участие в антитабачном туре. Разрешения на публикацию своего фото я не давал. В итоге я потерял серьезный и прибыльный контракт в антитабачной компании, на меня наложили штрафные санкции.
Кроме того, согласно действующему законодательству, фото, на котором изображено физическое лицо, может быть публично показано и распространено лишь с согласия этого лица. В данном случае было нарушено и мое личное неимущественное право. Мало того, ведь мою фотографию использовали с коммерческой целью. А это уже совсем иной разговор. Пострадала и моя деловая репутация: я — лицо антитабачной компании — появляюсь в рекламе сигарет. Даже Гражданский кодекс в этом случае говорит о праве физического лица обратиться в суд с иском о защите своей деловой репутации.
Все это помогло мне аргументировано доказать в суде, что компания нанесла мне ущерб как материальный, так и моральный. В результате мне удалось возместить в порядке регресса сумму штрафных санкций, наложенных на меня компанией, с которой я собирался сотрудничать, и сумму утерянной прибыли, которую я мог бы получить в будущем.
– На сегодняшний день, согласно ст. 45 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах», автор может управлять своими правами как лично, так и через поверенных и организации коллективного управления. Такая организация, получая право на использование произведения автора от его имени, предоставляет лицензии желающим использовать творения артиста с коммерческой целью. От прибыли, получаемой этой структурой, исполнитель получает свой доход. Сотрудничаете ли Вы с такими организациями в Украине, и насколько они эффективно защищают Ваши права?
– Для начала хотел бы пояснить, чего я ожидаю от таких организаций и как они, по моему мнению, должны работать. Автор произведения имеет право разрешить или запретить использование своих произведений. Певец может согласиться на исполнение его произведения по радио, в клубе, на сцене при соблюдении определенных условий и, конечно же, за определенную плату. Но не всегда занятый творчеством человек успевает проследить за каждым незаконным использованием своего произведения. Физически невозможно вести переговоры и контактировать с каждой радио или телевизионной станцией, чтобы вести переговоры о заключении лицензионных договоров и вознаграждений за каждое использование песен и клипов. Да и у радиостанций редко есть возможность каждый раз запрашивать разрешение у каждого артиста на предмет «прокрутки» его песни по радио. Именно потому существуют организации коллективного управления, чья роль состоит в том, чтобы стать связующим звеном между пользователями и обладателями авторских прав на произведения. По крайней мере, так должно быть. В реальности в нашей стране они не делают абсолютно ничего.
На сегодняшний день существует несколько компаний, которые занимаются управлением коллективными правами исполнителей и авторов. Меня всегда интересовало, почему их так много и чем они вообще занимаются. Я думаю, что вопрос реальной защиты авторского права и реального ощутимого обеспечения вознаграждения авторам – это в Украине вопрос нескольких лет. В отличие от России, где эта область отношений уже достаточным образом урегулирована на законодательном уровне и, что самое, главное, работает. Я думаю, что логичным будет появление какой-то единой организации, пусть даже монополиста, которая будет отслеживать все случаи использования объектов авторского права, собирать за это деньги и платить артисту авторское вознаграждение.
В Украине, к сожалению, на данный момент это незначительные деньги. За рубежом – это совсем иные средства, поскольку любое воспроизведение песни исполнителя по радио, телевидению, упоминание его имени в СМИ оплачивается. Если исполнитель рейтинговый и его песни крутят часто, то он зарабатывает огромные деньги. У нас он не получает почти ничего. И мне, как Вам уже стало понятно из нашего разговора, приходится самому управлять своими правами и самому осуществлять их защиту. Слава Богу, что я уже научился это делать.
***
От редакции. Как видите, артистам приходится сегодня нелегко. Их права попирают все, кому хочется заработать на чужой славе, при этом ничего не создавая. Но уверенность в своей правоте и знание законодательства помогает творческим и даже, казалось бы, далеким от права и судебных тяжб людям отстоять свое честное имя, защитить себя от происков конкурентов и лживых сообщений бульварной прессы. Победы Андрея Кравчука – яркий пример для тех, кто не верит в справедливость и реальность охраны творческих трудов наших исполнителей.
Беседовала Анна Воеводина,
«Судебно-юридическая газета»