На прошлой неделе КМУ вынес проект Налогового кодекса для всенародного обсуждения. По словам вице-премьер министра Украины Сергея Тигипко, проект совершенствовался стахановскими темпами для того, чтобы к началу работы Верховной Рады документ был готов ко второму чтению. Предпринимателям дали месяц на внесение замечаний к документу. Как ожидает Минфин, до 20 августа в регионах пройдут «круглые столы», и Кабмин сможет подать доработанный проект кодекса в парламент до 5 сентября. Профильный комитет должен предоставить депутатам окончательную версию кодекса для голосования до 10 сентября.
Возникает вопрос: а что потом? Парламентарии в погоне за реформами «чудо-кодекс» утвердят, только жить по нему простым смертным, на которых новшества больше всего и скажутся. В принципе, унифицированный документ удобнее и эффективнее в действии, нежели 25 томов налогового законодательства, которые освоить было просто нереально. Из многих «дыр» в законах страны слуги народа избрали одну из самых сложных отраслей, которая, прежде всего, зависит от состоятельности и эффективности других не менее важных направлений государственной политики. Как говорится, где тонко там и рвется, а рвется в области потрепанного народного кошелька.
Правда, есть весьма полезные положения проекта. Трудящиеся граждане знают, что если выдается командировка, то 25 гривен суточных — это предел. Хотя на эти деньги можно максимум пообедать. Так вот, авторы законопроекта предлагают выплачивать 20% от сумы минимальной заработной платы, а в случае заграничной командировки – в размере минимальной заработной платы за сутки. Налоговых проблем страны это положение не решает, да и то, что обходных путей работодатели не найдут, тоже не факт.
Также известно о том, что проект Налогового кодекса сократит число общегосударственных налогов с 29 до 17, а также отменяет 10 местных налогов и сборов. Эти сокращения, на первый взгляд, позитивны. Но если разобраться, то такие местные налоги, как налог на владельцев собак, требовали больше средств для администрования, нежели реально наполняли местный бюджет. И это понятно, у налоговиков куда больше работы по другим общеустановленным платежам, нежели по собаководам. То есть часть отмененных налогов не просто не собирались в казну, они не имели фактически никакого значения. Относительно общегосударственных налогов стоит отметить, что с отменой 12 налогов оставшиеся платежи заметно ужесточились. К примеру, за несвоевременную подачу декларации о доходах штраф составляет 170 гривен. Нововведения увеличивают суму штрафа. Если декларация во второй раз не была подана, проштрафившемуся нужно будет заплатить уже 1700 гривен. По теперешним нормам вне зависимости от того, сколько раз налогоплательщик пропустил установленный срок, сума оставалась той же (170 гривен).
Специалист сектора массово-разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в Житомирской области Татьяна Горобец уверена, что работать с такими налогами будет сложно и платить придется больше: «Налоговое право и так не является самой простой отраслью права, а теперь самим налоговикам будет сложно вникнуть во все нововведения. Согласно предстоящим изменениям, налоговая и бухгалтерская отчетность объединятся, а основные фонды получат много дополнений. Наше-то дело казну наполнить, а вот по ту сторону налоговых баррикад придется несладко». Таким образом, с поправками или без, осенью Налоговый кодекс, скорее всего, будет принят. Но станет ли после этого легче, а главное — законнее жить малому и среднему бизнесу, остается под большим вопросом.
Людмила Жукович, специально для «Судебно-юридической газеты»
Главные новинки Налогового кодекса
1. Кодекс перестал быть «полицейским». Из нового варианта НК убрали почти все нормы, которые давали дополнительные права налоговикам. К примеру, возможность забирать деньги со счета предпринимателя, если налоговая решила, что он должен, или право арестовывать этот счет. Теперь возвращена процедура, когда все это делается через суд. Отменили также нормы, которые давали налоговой возможность осматривать квартиры «подозреваемых».
2. «Непрямые» методы определения доходов. Кодекс содержит непонятные новации в сфере контроля, такие как: экономический анализ, аналогии, наблюдения и т.д. С первыми двумя все ясно: это когда доходы предпринимателя сравниваются с доходами за другой период или с доходами его коллег по бизнесу. Что такое наблюдение, Кабмин в проекте написать не решился. Непонятно право налоговой контролировать расходы граждан: каким образом будет вычисляться, что именно купил "подозреваемый", и как потом доказать, что ты этого не покупал?
3. «Банковские» налоги. Отменили 5%-й налог на депозиты, зато ввели аналогичные поборы с дивидендов.
4. Облегчение по НДС. Если раньше планировали уменьшение по 1% в течение трех лет, то теперь с 20% до 17% уменьшат сразу в 2011 г.
5. Налог на прибыль «местным» не достался. Раньше хотели уменьшить до 20% в 2011 г. и уменьшать до 16% в течение следующих трех лет (но еще до 5% могли добавлять местные бюджеты), а теперь местные бюджеты свою надбавку вводить не могут, но и налог будет уменьшен не так сильно - с 25 до 20% в течение трех лет.
6. Каникулы будут! В кодексе появились налоговые каникулы не только для физических, но и для юрлиц. Коснутся они только тех предпринимателей, которые будут открывать свое дело в 2011 г. и позже.
7. Новые правила «единого» налога. В сравнении с предыдущим проектом увеличился список профессий, которые подпадают под единый налог: в него вернули, к примеру, интернет-провайдеров, бухгалтеров, аудиторов и рекламистов. Правда, для них ставка увеличивается 200-600 грн. Тех, для кого сохраняются цифры 20-200 грн., ждет ограничение - годовой оборот не должен превышает 300 тысяч гривен (сейчас - 500 тысяч). Для юрлиц ставка единого налога снижается вдвое - до 3% без учета НДС и 5% с учетом НДС.
Интервью в тему
«НК создает более комфортные условия для чиновников и налоговых органов, при этом очевидна дискриминация предпринимателей»
Зампредседателя Постоянной комиссии Киевсовета по вопросам торговли, предпринимательства, общественного питания и услуг Елена Овраменко:
– 17 июня ВР приняла в первом чтении проект Налогового кодекса. Вокруг него развернулось немало дискуссий. Как Вы оцениваете в целом важность принятия этого Кодекса?
– Начнем с того, что принятие НК способно серьезно повлиять на финансовое оздоровление в стране, на решение социально-экономических проблем, развитие предпринимательства. Декларируемая задача Кодекса — установить прозрачные механизмы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, упростить административные процедуры, унифицировать налоговое законодательство, которое сейчас распылено в многочисленных подведомственных нормативных актах. Намерения, как мы видим, весьма благие. Но целый ряд позиций в проекте Налогового кодекса, особенно касающихся системы налогообложения малого бизнеса и физических лиц, полномочий налоговых служб, вызывают серьезные нарекания и замечания не только у предпринимателей, но и у политиков и международных экспертов.
– О каких именно нормах идет речь?
– Даже невооруженным глазом видно, что в нынешней редакции проект НК создает более комфортные условия для чиновников и налоговых органов, при этом очевидна дискриминация предпринимателей. Например, существует стремление существенно расширить базу налогообложения, повсеместно ввести кассовые аппараты, что приведет к полному уничтожению упрощенной системы малого бизнеса. Планируется введение дополнительно шести видов проверок, а штрафы за мелкие налоговые нарушения хотят увеличить в 6-8 раз. Многих предпринимателей беспокоит новая норма в отношении определения «обычных цен». В проекте Кодекса четко не выписан порядок их определения, что создает почву для произвола и волюнтаризма со стороны чиновников. Фактически налоговики получат право диктовать предпринимателям цены покупки и продажи сырья и материалов.
– Налоговый кодекс, наверное, несет серьезные новшества и в части местных налогов. Что ожидать местным бюджетам?
— Согласно проекту, рыночный сбор и прибыль от парковки в городах планируется направлять в центральный бюджет. Это может негативно повлиять на и без того полупустые городские бюджеты. С другой стороны, под красивым соусом «улучшения администрирования местных налогов» предлагается ликвидация десяти неработающих местных налогов и сборов, например, сбор с владельцев собак, сбор за использование символики, за участие на бегах и т.д., удельный вес которых в объеме местных налогов и сборов всегда составлял не более 0,1%.
– Сохранится система упрощенного налогообложения для физических лиц-предпринимателей?
– Это одна из главных проблем нынешней редакции проекта Налогового кодекса. Изначально планировалось, что предприятия, занимающиеся оптовой торговлей, интернет-бизнесом, предоставлением в аренду недвижимости, всего 20 видов деятельности, не смогут работать по этой системе. Как видим, в новой редакции НК пошли на уступку в этом вопросе, и юристы, бухгалтеры, аудиторы, консультанты смогут быть частными предпринимателями на едином налоге. Но в целом проблема «единщиков» в Кодексе решена неоднозначно. Сейчас 4 миллиона 200 тысяч физических лиц-предпринимателей в Украине платят налоги по упрощенной системе, но после нововведений значительная часть из них будет лишена такого права. Вряд ли, потеряв доступ к упрощенной системе, предприниматели побегут регистрироваться плательщиками НДС, иначе они будут работать исключительно на налоги и себе в убыток.
– Итак, дискуссионных моментов в Кодексе достаточно. Многие эксперты отмечают, что Кодекс «сырой» и требует серьезных доработок. Согласны ли Вы с тем, что доработка Кодекса сменит на положительное содержание его положений?
– По крайней мере, очень хочется надеяться, что будут приложены все усилия, чтобы существенно доработать текст Кодекса. Принять его в таком виде, значит, подписать «смертный приговор» среднему и малому украинском предпринимательству. Объективно — Налоговый кодекс Украине нужен, но должен быть направлен в интересах бизнеса, а не налоговых органов. Только тогда можно ожидать создание условий для развития экономики, основным двигателем которой является малый и средний бизнес. Ведь работающий бизнес в государстве — это и стабильные поступления в государственный и местный бюджет, и новые рабочие места. Если Налоговый кодекс будет принят без должной доработки, бюджеты всех уровней следующего 2011 года будут построены на несовершенном нормативном документе, который не позволит экономике Украины эффективно работать и преодолеть кризисные явления.
Беседовал Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»