На прошлой неделе глава Фонда госимущества Украины (ФГИ) Александр Рябченко представил на суд общественности свои размышления на счет приватизации государственных объектов. А общественность, в свою очередь, более всего интересовала судьба так называемых объектов группы «Г», или, проще говоря – стратегических объектов. К таким объектам, например, относился «Лугансктепловоз», «Криворожсталь» и подобные промышленные гиганты.
Новый закон о приватизации
«Мы подали проект закона о Фонде госимущества на рассмотрение правительству, – отмечает Рябченко. – Текст закона достаточно классический, там нет каких-то неожиданных моментов. Кроме того, мы подаем сейчас программу приватизации на 2010-2014 гг. И существуют новые моменты, которые мы вводим с этой программой». Кроме того г-н Рябченко поведал журналистам, что обсуждение будущей приватизационной программы идет довольно жестко, и сейчас еще нет того варианта, который в конечном итоге подадут в парламент. Вместе с тем существуют основополагающие моменты, которые отстаивает Фонд в этой программе – это построение нормальной и понятной системы приватизации. Также ФГИ планирует отказаться от понятий «промышленный инвестор» и «стратегический инвестор» и ввести еще некоторые новшества. «Практика показывает, что далеко не всегда можно найти инвестора, который уже работает в том же профиле, что и приватизируемое предприятие, либо является потребителем его продукции», — поясняет Александр Рябченко.
По словам главы Фонда, участниками приватизации должны быть и непрофильные, в том числе инвестиционные компании, если они готовы вкладывать деньги. Это поможет решить вопрос конкуренции во время приватизации объектов. «Нам необходимо расширение конкуренции. Сегодня конкуренция очень слабая», — констатировал Рябченко. Ранее понятие «промышленный инвестор» влекло за собой сложности и конфликты вокруг приватизационных продаж. Это понятие служило поводом для спекуляций и «подгонки» конкурсных требований под «нужного» покупателя. Таким образом продавалось много объектов группы «Г», в частности, знаменитый «Криворожсталь» – в первый раз. Потом продажа была признана незаконной, и завод получил всемирная «звезда» металлургии Лакшми Миттал за немаленькую сумму.
Среди прочих пострадавших от термина «промышленный инвестор» можно также называть продажи таких промышленных гигантов, как Никопольский завод ферросплавов, Криворожский железорудный комбинат и Лугансктепловоз. Для участия во всех этих конкурсах не было допущено достаточно инвесторов, а, как правило, за предприятия «соревновались» компании, подконтрольные одной группе лиц.
Продажа земли вместе с предприятиейм
Кроме отмены спорных терминов, Фонд предлагает ввести в программу приватизации еще несколько новелл. Так, распорядители государственного имущества предлагают продавать объекты вместе с землей. «Мы предлагаем ввести стоимость земли, на которой находится приватизируемое предприятие, в его уставный фонд», — говорит председатель Фонда. Однако у этой инициативы есть ряд дискуссионных вопросов, а именно: не все инвесторы в этом заинтересованы. «Иностранные инвесторы только «за», но украинские — против, потому что не хотят платить за предприятие больше», — объясняет Рябченко. Однако ФГИ готов реализовать такую процедуру уже при приватизации киевского завода «Маяк»: «Мы выбрали этот объект, потому что там 100 % принадлежит государству и при изменениях уставного фонда не будут ущемлены миноритарии». Говоря о том, как будет определяться стоимость земли при продаже убыточных объектов, на ней стоящих, глава Фонда не уточнил, сказал лишь, что время покажет и расставит все на места. Кроме того, по словам господина Рябченко, национальный покупатель вообще не проявляет интереса к покупке гособъектов с землей, в этом заинтересованы только иностранцы. Что ж, действительно, время покажет, кому будет продан «Маяк» с аппетитным куском земли на Оболонском районе Киева.
Кроме того, в Украине планируется проводить так называемые «голландские аукционы». Позаимствовать опыт у нидерландских коллег ФГИ решил в отношении тех объектов, которые не показывают положительного итога своей деятельности. Так, при продаже малоликвидных предприятий на торгах при каждом шаге стоимость предприятия не повышается, а понижается. Это должно привлечь инвесторов к продаже малопривлекательных активов. Например, объект выставляется на торги за 10 млн грн., если нет желающих его купить, ставка понижается, скажем, до 9 млн, если вновь нет желающих – до восьми и так далее, пока не найдется желающий купить объект.
Говоря о сроках принятия новой программы, то глава Фонда отмечает, что точная дата пока отсутствует. Сейчас документ находится на рассмотрении в Кабинете Министров, и когда там пройдет все инстанции — неизвестно. «В нынешних условиях наиболее сложно будет пройти проекту программы через Кабмин, однако после этого, думаю, парламент его примет без проблем. Случиться это может, по нашим подсчетам, уже осенью», — прогнозирует Александр Рябченко.
От слов – к делу
Реализовывать программу приватизации ФГИ планирует в три этапа. В 2010 году, пока закон еще не принят, продажа госимущества будет осуществляться на основе действующего законодательства, если таковая все же состоится. До 2012-го планируется продать все объекты, подготовка к приватизации которых началась до вступления в силу нового закона. В 2013-2014 гг. в планах у Фонда — завершить приватизацию. Законопроект предусматривает различные подходы к приватизации всех категорий объектов государственной собственности. Так, нашумевшая группа «Г» будет иметь к себе индивидуальный подход, и продаваться исключительно на аукционах.
Для групп попроще — «А», «В», «Д», «Е» и «Ж», а в частности для убыточных предприятий этих групп, предполагается продажа 100% уставного капитала. Объекты, которые не пользуются большим спросом, планируется продавать без оглашения цены либо на «голландских аукционах», т.е. с понижением цен до уровня, предлагаемого рынком, без установления минимальной стоимости. Кроме того, Фонд решил продавать акции теперь только по-крупному. Государственный пакет акции будет уходить с молотка не менее чем 50%, также исключат непрофильные активы из состава государственных холдинговых компаний. Борьбу с оффшорными покупателями тоже развернули не на шутку. Бюджет требует денег от прозрачных инвесторов, поэтому в программе приватизации будут введены особые ограничения для претендентов на продаваемое госимущество из оффшорных зон и стран, внесенных в список «Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (FATF).
Алена Михайленко,
«Судебно-юридическая газета»
Инфосправка
Какие бывают объекты приватизации
Предприятия, предназначенные к приватизации, делятся на шесть групп.
Группа «А» — предприятия, стоимость основных фондов которых недостаточна для формирования уставных фондов. Это отели, объекты санаторно-курортных заведений и дома отдыха, здания, сооружения и нежилые помещения, которые находятся на самостоятельном балансе.
Группа «В» — предприятия с достаточной для формирования уставных фондов ОАО стоимостью основных фондов.
Группа «Г» — имущественные комплексы предприятий или пакеты акций ОАО, которые на момент принятия решения о приватизации занимают монопольное положение на общегосударственном рынке соответствующих товаров и услуг или имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства.
Группа «Д» — объекты незавершенного строительства, законсервированные объекты.
Группа «Е» — акции (частицы, паи), принадлежащие государству в уставных фондах хозяйственных обществ (в том числе — предприятий с иностранными инвестициями), расположенных на территории страны или за ее границами.
Группа «Ж» — объекты здравоохранения, образования, культуры, искусства и прессы, физкультуры и спорта, а также объекты санаторно-курортных заведений, профилактории, дома отдыха и лагеря (кроме тех, которые находятся на самостоятельных балансах).
Акцент
«Лугансктепловоз» буксует?
Наиболее неоднозначным объектом приватизации в 2010 г. оказался «Лугансктепловоз». Покупатель до сих пор боится перечислять деньги за покупку объекта, поскольку на сегодняшний день существует решение суда, по которому Украина должна вернуть кругленькую сумму денег за реприватизацию Одесского припортового завода. Как известно, покупатель Лугансктепловоза – Брянский машиностроительный завод, тоже уже один раз лишался приобретенного Луганского объекта путем возврата оного в госсобственность. Тогда, в далеком 2007 г., тот же брянский покупатель перечислил за покупку Лугансктепловоза 58 млн долларов США, которые государство обязалось ему вернуть после повторной продажи завода. Как ни странно, но повторная продажа неожиданно случилась тому же покупателю, что и три года назад, и теперь он вновь должен платить за этот объект. А потом из их этих денег россиянам должны вернуть их же деньги.
Так вот, брянские друзья, уже один раз имея дело с украинской стороной, сегодня предпринимают все меры предосторожности по повторному перечислению средств в счет нашего непредсказуемого государства. На сей раз они опасаются, что их платеж будет зачислен в счет погашения долга по Одесскому припортовому, а своего долга они уже не увидят, ведь завод-то они получили, а остальное – нюансы, на которые нам всегда не хватает времени. Особенно, если учесть досадную оплошность, по которой мы продали Лугансктепловоз в текущем году дешевле чем в 2007 на 6 млрд долларов, и поэтому де-факто должны доплатить их покупателю. Удивительно, что если в 2007 году завод у Брянского предприятия отобрали из-за низкой, «не рыночной» цены продажи, то какой же ее можно назвать в 2010-м?