Принятие законопроекта ?6337, по мнению предпринимателей, приведет к росту цен на сигареты и алкоголь в среднем на 20%, однако в правительстве убеждены в обратном.
Украина идет в Европу, если не по уровню жизни, то по сумме налоговых сборов. Новый бюджет требует для выполнения собственных назначений дополнительных средств. Большинство парламентариев с пониманием отнеслись к этому факту и проголосовали за принятие в первом чтении законопроекта ? 6337 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно налогообложения)». Инициативу поддержали 240 депутатов из 395, зарегистрированных в зале. Законопроект предусматривает увеличение акцизов на алкоголь, сигареты и бензин. Предполагается, что новые налоги не отразятся на конечном потребителе, однако эксперты убеждены, что это маловероятно.
Налоговые предложения
В пояснительной записке к ЗП отмечается, что, по примеру законодательства России, ЕС и требований соответствующего соглашения ВТО, предлагается постепенное увеличение ставок на коньяки до уровня ставки на водку. На переходный период предложено увеличить ставку на 20% — с 14 грн. до 17 грн. за 1л 100% спирта, и ставку на пиво с 0,60 грн. до 0,74 грн. за 1 л, и на вина виноградные натуральные — с 1 коп. до 10 коп. за 1 л. Кроме того, законопроектом предложено применять одинаковые подходы к налогообложению спирта, содержащегося в водке и винах. Для справки, всего в 2009 году было потреблено 49,2 тыс. декалитров водки и ликероводочных изделий, что на 9,6% меньше чем в 2008 году. Наряду с этим акцизные поступления в бюджет выросли на 25% за счет увеличения ставки с II полугодия прошлого года на 58% (с 21,5 до 34 грн. за 1 л 100% спирта). После индексации в 2010 году указанная ставка составила 39,4 грн. за 1 л 100% спирта. В Украине удельный вес акцизного сбора в цене водки составляет 34%, тогда как в России — 37%, Польше, Литве — 42%, Беларуси — около 60%.
Что касается увеличения ставок на бензин, также предусмотренных проектом закона, то здесь стоит отметить, что в 2009 году по сравнению с предыдущим годом потребление бензинов уменьшилось на 10%. При этом доля производимого в Украине товара возросла с 61 % до 71 %, тогда как доля импорта уменьшилась с 44% до 36%. Это свидетельствует об ориентации при потреблении бензинов на продукцию внутреннего производства. Следует отметить, что доля акциза в цене бензинов в Украине на сегодня составляет 11% (в Беларуси — 25%, в Литве — 43%, Польше — 54%).
По информации ГНА, структура цены свидетельствует о том, что удельный вес сырья и оплаты труда с начислениями являются стабильными. Цена на сырье, оплату труда и конечный продукт увеличивается пропорционально в зависимости от инфляционных процессов, тогда как удельный вес суммы налогов (налог на прибыль, НДС, акцизный сбор) уменьшается. В прошлом году нефтеперерабатывающие компании в составе валовых расходов задекларировали 86% затрат на приобретение товаров, работ, услуг. Такой высокий процент обусловлен применением схем минимизации с использованием ряда посредников с целью увеличения стоимости сырья в 2 и более раз. Таким образом, увеличение суммы акцизного сбора на 50 коп. на 1 л бензина можно осуществить без роста розничных цен. Однако стоит отметить, что большинство экспертов убеждено, что повышение налоговых ставок приведет к подорожанию бензина в среднем на 60 коп. Само же правительство пока не может пояснить механизм воздействия на нефтетрейдеров, если последние все же поднимут цены на горючее.
Дело – табак
Табачный бизнес в Украине также ждут налоговые новшества. Всего в прошлом году было реализовано на внутреннем рынке 109,6 млрд шт. сигарет, что на 12% меньше чем в 2008 году. Это обусловлено повышением в прошлом году ставок акцизного сбора в 2 раза, считают разработчики законопроекта. Одновременно, несмотря на уменьшение объемов реализации, поступления от акцизного сбора увеличились в 2,5 раза, что дает основания говорить о наличии ресурса для увеличения налоговой нагрузки на производителей этой отрасли. В тоже время удельный вес акцизного сбора в цене табачных изделий остается достаточно низким. К примеру, доля налога в цене пачки сигарет Marlboro в Украине составляет 32%, Литве — 60%, а в Польше и вовсе 68%.
Проектом предлагается увеличить ставки акцизного сбора на сигареты с фильтром: по адвалорной составляющей, которая исчисляется в процентах от максимальной розничной цены, с 20% до 25%, по специфической — с 69 грн. до 90 грн. за 1000 шт. Внедрение изменений увеличит удельный вес акциза в цене сигарет до 37%.
Последствия увеличения акцизов для населения Украины
За годы независимости Украина занимала не только последние, но и лидирующие места в международных рейтингах. Только это «лидерство» было печальным. Так, по данным Госкомстата за 2009 год, в нашей стране курит почти четверть населения. Британская газета The Economist в сентябре 2009 составила рейтинг наиболее курящих стран. В этом рейтинге Украина заняла второе место с 2500 выкуренными сигаретами в год на каждого гражданина. Больше курили только в Греции.
Казалось бы, при таких показателях, введения акциза на алкоголь и табак – дело правое. Это позволит уменьшить количество курильщиков и употребляющих алкоголь. Такие доводы используют и народные депутаты, принимая очередной законопроект о повышении акцизов. В ход идут и экономические доводы. «Повышение акцизных сборов преследует четыре основные цели. Первая - наполнение бюджета. Вторая - защита отечественных производителей высококачественных натуральных и марочных вин, конкурентоспособных на внешних рынках. Третья - борьба с низкокачественным алкоголем и защита прав потребителей. Четвертая - противодействие нелегальному рынку серого спирта и алкоголя, создание препятствий коррупционным схемам», - говорит министр экономики Василий Цушко.
Казалось бы, это к лучшему – украинцы бросят пить и курить. Ибо дорого. А страна получит деньги на порядком затянувшийся выход из экономического кризиса. Тем не менее, противники повышения акцизов говорят, что подобная политика со стороны государства может лишь усугубить ситуацию – появится больше контрафактных изделий. Нелегальная табачная и алкогольная продукция в Украине производится поистине «стахановскими» темпами, и даже идет на экспорт в соседние страны. В июле 2009 года, как сообщает The Center for Public Integrity, Украина заняла первое место по объемам нелегальных поставок сигарет в страны ЕС. Стоимость этих поставок превышает 2 миллиарда долларов США. Не лучше обстоят дела и на алкогольном фронте.
Вместе с тем, по мнению экспертов, правительство так и не научилось собирать существующий акцизный сбор – сейчас он собирается на уровне 40%. Осознают данные проблемы и в правительстве. «Нам необходима современная европейская система контроля оборота алкоголя в стране - защищающая интересы и производителей, и потребителей. К сожалению, действующая система акцизных марок, голографический знак реальной защиты и контроля не обеспечивают", - сказал Цушко. Подобные намерения власть имущих – не новость. Но будут ли они воплощены в жизнь, учитывая мощное прикрытие теневых табачников и производителей алкоголя в ВР?
«Реквием всем реформам»
Во время представления этого законопроекта в ВР министр финансов Федор Ярошенко подчеркнул, что для возобновления экономического роста Украины необходимо создание соответствующих условий, одним из которых является пополнение бюджета. Он также отметил, что повышение ставок акцизного сбора соответствует мировому опыту увеличения доходов в условиях кризиса. «В условиях кризиса компенсаторами бюджетных поступлений должны быть акцизные платежи», — заметил он. Вместе с тем министр подчеркнул, что увеличение налоговых ставок ни в коей мере не должно отразиться на конечной цене продукции.
Но не все депутаты столь оптимистичны, справедливо считая, что резкое увеличение акцизов приведет разве что к увеличению контрабанды на внутреннем рынке, да и увеличение налогового давления на бизнес мало будет способствовать его росту. Глава Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Сергей Терехин отметил, что замечания к этому законопроекту имеются на 18 страницах. «Еще до первого чтения в Комитете была сформирована сравнительная таблица с предложениями субъектов законодательной инициативы на 78 страницах», — заметил депутат. Г-н Терехин отметил, что не понимает причин спешки принятия этого документа, ведь, по его словам, несколько депутатов, подавших ряд замечаний к законопроекту, – регионалы. Среди них наиболее активным оказался Анатолий Кинах. Сергей Терехин призвал депутатов не торопиться и доработать законопроект.
В свою очередь председатель Комитета ВР по вопросам промышленной, регуляторной политики и предпринимательства Наталья Королевская также не в восторге от идеи повышения налоговых ставок. Депутат отметила, что принятие законопроекта будет способствовать тенизации экономики на 50%. «Это как реквием всем реформам», — убеждена г-жа Королевская. Однако доходную часть бюджета необходимо выполнять, и это, по всей видимости, и послужило основным аргументом для депутатов, которые, несмотря на все существующие замечания коллег, приняли решение подготовить проект ко второму чтению по сокращенной процедуре.
Алена Конорева,
«Судебно-юридическая газета»