Научно-технический прогресс не стоит на месте, предлагая нам новые возможности для «почитать». В ногу с НТП шагает и Министерство образования и науки Украины – то увеличивает срок обучения в школах, то реализует новые задачи в обучении, разрабатывая учебные планы и программы для школьников. Последним новшеством отечественного МОН стала работа над созданием и введением в образовательный процесс «учебника будущего» — школьного электронного учебника. Интересно, что чиновники США заявили, что только в 2012 году их школьники начнут учиться по электронным книгам. А поскольку в Украине «пиксельные» учебники опробуют уже в новом учебном году, то получится, что мы хоть в чем-то, но перегнали Америку!
Что же это за чудо техники такое? Это результат совместного проекта Института инновационных технологий МОН, а также государственного специализированного издательства «Освита» и ИД «МОСТ паблишинг». По мнению разработчиков, такой учебник является единственным из современных устройств, имеющих обучающую цель, так как содержит текстовый, графический редакторы, вспомогательные программы (словари, ссылки), полезные для школьников. «А для учителя это наилучшее пособие для подготовки и проведения уроков», — считает педагог, заместитель директора Украинского колледжа им. В.А. Сухомлинского Т. Хайрулина.
Давайте попробуем взвесить все «за» и «против».
Во-первых, такая электронная книжка (ридер), на первый взгляд, будет иметь достаточно весомые преимущества перед бумажным учебником. Ребенку не придется таскать тяжелый ранец-рюкзак с шестью-семью учебниками, так как все учебники предполагается «залить» в устройство весом всего 350 граммов. Кстати, карта памяти такого «PocketBook» позволяет закачать в него порядка десяти тысяч учебников.
Во-вторых, кроме самого материала, заложенного в учебник будущего, ребенок сможет пользоваться словарями ABBYY Lingvo, что позволит одновременно читать и переводить тексты на иностранных языках. Вот тут-то появляется первая «заковырочка» — как на это посмотрят преподаватели иностранных языков? Думается, многие «англичанки»-«француженки» в один голос заявят «учебнику будущего» свое веское «нет».
В-третьих, плюсом «покетбука» выступает и то, что изложенный материал будет содержать полезные ссылки на уже пройденный, в силу чего школьнику не придется «лопатить» учебник для повторения, а стоит лишь нажать на гиперссылку. Да, это упрощает изучение материала, позволяет экономить время. Но, с точки зрения педагогики, такие «удобства» и «экономия» приведут к непростительным потерям – обучаемый лишится способности искать и находить, применять уже полученные знания в совокупности с новыми. В итоге – утрата такого важного элемента обучения, как умение анализировать (не говоря уже о простой зрительной памяти).
Немаловажным аспектом внедрения такой технологии в учебный процесс служат и медицинские показатели. Как сообщает пресс-служба МОН со ссылкой на А. Авраменко, главного редактора ИД «МОСТ паблишинг», «первая электронная «читанка», которую мы презентуем, аутентична бумажному учебнику и изготовлена в соответствии с санитарно-гигиеничными нормами, согласно с которыми учебник может использоваться как техническое средство в учебном процессе». Да, действующим законодательством предусмотрены Санитарные правила по оформлению школьных учебников (СП 1405-76), но только традиционных, бумажных. Для электронных сегодня в Законе правил не нашлось. Все заверения, что экран «учебника будущего» абсолютно безопасен, ведь он гибкий и пластиковый, работает исключительно в отраженном свете (подобно обычной бумаге), по мнению профессиональных IT-специалистов, не совсем соответствуют действительности. Так называемые экраны на электронных чернилах вредны для зрения по признаку контрастности, не отвечают санитарным нормам для «взрослых изданий», не говоря уже о школьных учебниках. Как бы то ни было, говорить о вреде или пользе, которые может причинить или принести «учебник будущего» пока рано, все зависит от того, какие нормы будут приняты в соответствующих нормативных правовых актах и, понятное дело, от практики его применения.
Еще один вопрос, на который сегодня нет ответа, – это способы обеспечения школьников такими учебниками. Дело в том, что стоимость «чуда техники» на рынке достигает порядка 3000 гривен. Смогут ли родители со среднестатистическим заработком обеспечить таким учебником свое дитя (а если у них в семье двое, трое школьников)? Либо за них это сделает МОН за бюджетные средства?
И, наконец, правовое содержание такого нововведения. По словам того же А. Авраменко, «каждый учебник будет находиться под DRM-защитой, что делает невозможным несанкционированное копирование и распространение». Иными словами, разработчики продукта обеспечили свое исключительное право на «учебник будущего» как объект интеллектуальной собственности (ИС). Возникает очевидный вопрос: каким же образом будут реализованы соответствующие права авторов учебников? К сведению читателя хотелось бы донести, что ГК Украины определяет основы правового режима объектов ИС. В частности, ст. 418 ГК под правом ИС понимает право лица на результат интеллектуальной, творческой деятельности или на другой объект права ИС, определенный законодательством. «Учебник будущего» представляет собой результат творческой, интеллектуальной деятельности не только своих разработчиков, но и компании «PocketBook», которой принадлежит право на саму технологию ридера. Думается, «PocketBook» уже заключили лицензионный договор с разработчиками и передали им право «закачивать» школьную программу в принадлежащее им устройство.
Волнует другое. Согласно ст.ст. 424 и 443 ГК имущественным правом авторов (таким, которое можно передать и получить за это денежное вознаграждение) является право на использование объекта ИС, право разрешать использование и препятствовать неправомерному использованию своего произведения. Причем использование произведения автора может быть осуществлено лишь по согласию автора (за исключением некоторых случаев). Основная масса современных учебников издана под эгидой специздательств «Освита» и «МОСТ паблишинг», которые в свое время приобрели по авторскому договору (купили) у авторов учебников право на издание предоставленных материалов. Следует отметить, что текст любого авторского договора (издательского договора) содержит определенные условия, касающиеся способов переработки и использования произведения, переданного автором, размера (или способа определения) авторского вознаграждения, срока и территории действия самого договора. Названные условия являются обязательным требованием ЗУ «Об авторском праве и смежных правах»: «имущественные права, передающиеся по авторскому договору, должны быть в нем определены. Имущественные права, не отмеченные в авторском договоре как отчуждаемые, считаются непереданными» (ст. 31, ст. 33). Скорее всего, существующие на сегодняшний день авторские договоры издательств не содержат «пунктика» о таком виде использования, как использование их в ридерах. Поэтому с «рождением учебника будущего» издательства либо лишаются прав на «закачку», либо у них возникает обязанность перезаключить (оформить дополнительное соглашение) договор и оплатить авторам новый способ использования.
Кстати, изложенное в большей мере относится и к авторам тех учебников, которые не сотрудничают с названными издательствами, но могут «попасть» в ридер. Ведь, кроме «Освита» и «МОСТ паблишинг», есть и другие издатели, используемые в учебном процессе. Для включения таких учебников в ридеры необходимо заключить далеко не безвозмездные авторские договоры. Кто же будет этим заниматься? МОН? Кстати, при неправомерном включении и использовании произведений, нарушители привлекаются к гражданско-правовой ответственности. Основная идея такой ответственности – это «удар по карману» нарушителя – от 10 до 50 000 минимальных заработных плат или возмещение убытков и взыскание доходов (ст. 52 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах»).
Что такое хорошо и что такое плохо применительно к «учебнику будущего», сейчас сказать сложно. Ясно одно – как и любое «новое», учебный ридер имеет явные и скрытые негативы и позитивы. Выбор сделает только время.
Юлия Габдуллина, «Судебно-юридическая газета»
Инфосправка
Первые образцы электронного учебника уже готовы. От обычных электронных книг, которые в мире уже давно не в диковинку, наш учебник PockеtBook 901 отличается увеличенным экраном. Его формат совпадает с размером большой книги. Пластиковый монитор тайванского производства «противовандальный». Примерная цена электронного чуда около 3000 грн. Запуск новинки в серийное производство наверняка значительно удешевит товар. Стоимость скачивания одного учебника со специального закрытого сайта предполагается на уровне 10 грн. Платить будем так же, как за Интернет.
Электронная книга без клавиатуры. И ее "развлекательные" возможности минимальны. С помощью нескольких боковых клавиш можно будет воспользоваться лишь калькулятором, таблицей умножения, календарем, часами.
Сначала ридер введут в некоторых школах в качестве эксперимента. Электронными учебниками также смогут пользоваться и в других учебных заведениях те школьники, которым родители посчитают нужным их купить. Еще какое-то время, очевидно, наши дети будут учиться и по электронным, и по бумажным учебникам.
Технические данные
Прибор PocketBook 901 оснащен 9,7-дюймовым пластиковым экраном.
Аккумуляторная батарея обеспечивает просмотр 10 тыс. страниц без подзарядки
Габариты: 24,0 см/18,0 см/1,1 см
Вес - 350 г