Какая власть нужна Украине?

12:20, 21 декабря 2009
Газета: 18
Главное противоречие человеческого бытия заключается не в противостоянии добра и зла, а в споре между...
Какая власть нужна Украине?
Следите за актуальными новостями в соцсетях SUD.UA

Главное противоречие человеческого бытия заключается не в противостоянии добра и зла, а в споре между головой и сердцем, умом и чувствами. Очевидно, что украинцы в своем подавляющем большинстве в своей жизни делают «как сердце подсказывает», а оттого украинский народ по сути своей является народом добрым и справедливым, работящим, но не мудрым. И постоянные утверждения наших политиков, что «народ мудр, он разберется» — неправда. Мудрый народ не может быть бедным, а поскольку украинцы самый бедный, по крайней мере, в Европе, народ, то о мудрости бедного народа говорить не приходится.

Мудрый народ не терпел бы уже вот восемнадцать лет коррумпированной власти, потому что каждый народ имеет такую власть, которую он заслуживает. Более того, та же власть о своей непутевости и коррумпированности сама говорит громко и открыто, но наши люди, тем не менее, каждый раз снова и снова идут на выборы, и снова и снова избирают тех же — непутевых и коррумпированных. И каждый раз верят в ту же сказку. Вершиной украинской политической глупости стал Майдан 2004 года. Сотни тысяч людей по призыву, опять же, сердца вышли защищать якобы украденные у них голоса избирателей. Так у этих же людей еще в 90-х годах украли все: заводы, фабрики, лучшие земли, морской и речной флоты, бесплатную учебу, здравоохранение, ядерное оружие, в конечном итоге. И никто никуда не вышел.

Кстати, об украденных голосах: прошло уже пять лет после площади, а никто так и не обнародовал статистику, сколько же было установлено в судебном порядке конкретных фактов фальсификации выборов и сколько же все-таки голосов было украдено.

И вот в очередной раз народ призывают для так называемого «всенародного обсуждения» президентского проекта Конституции Украины. Законопроект во многих случаях повторяет те же ошибки, которые привели и приводят к властному хаосу в государстве. Снова провозглашается принцип верховенства права, однако не дается определение, что же это такое, украинское верховенство права. А между тем, за тринадцать лет его существования по ныне действующей Конституции Украины украинские правоведы так и не пришли к однозначному пониманию этого принципа. Зачем записывать в Конституцию то, о чем в обществе нет хотя бы более-менее четкого представления?

Если бы нам удалось хоть в какой-то мере приблизиться к осознанию необходимости придерживаться принципа верховенства не какого-нибудь абстрактного права, а конкретных норм закона, жизнь наша стала бы намного лучше. Но нам и до верховенства закона еще как и до Евросоюза.

Провозглашается принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. И снова должность Президента Украины не отнесена ни к одной из отмеченных ветвей государственной власти. Президент кто, Мессия? Ничего принципиально нового, кроме двухпалатного парламента, в предложенном проекте нет, такой себе набор замысловатых юридических выкрутасов, в которых даже профессиональным юристам не просто разобраться, а о всенародном обсуждении просто смешно говорить. Новая Конституция Украине нужна. Государство Украина находится в таком упадке, который может привести к экономическому и государственному краху. Но это должна быть принципиально другая, рабочая Конституция переходного периода.

При этом необходимо исходить из следующего. Восемнадцать лет украинской независимости убедительно продемонстрировали украинскому народу, что властная элита характеризуется абсолютным отсутствием украинского патриотизма. Среди действующих представителей всех ветвей государственной власти не было и нет ни одного, подчеркиваю, ни одного настоящего патриота ни украинского государства, ни украинского народа. Возможно, где-то, когда-то случались у отдельных индивидуумов отдельные поступки, которые имели признаки патриотических, возможно кое-кто и будет способен привести один-два, не больше, таких примеров, но говорить, что найдется хоть бы кто, кого можно было бы назвать настоящим патриотом украинского народа, кто действительно свою жизнь посвятил бы служению этому народу, не приходится. Таких просто нет. К сожалению.

Однако, и народ, и государство, которые не имеют настоящих и преданных этому народу и этому государству граждан-патриотов, обречены на упадок и вырождение. Неужели не понятно, что патриотами не рождаются? Настоящих патриотов воспитывают, лелеют сызмальства. И не папа с мамой, гувернантки с нянями. Патриоты воспитываются жестко и твердо, уверенно и умело. Это элитарная каста высоких профессионалов во всех сферах общественного бытия, это цвет и гордость нации. Один за всех и все за одного — для них закон на всю жизнь. Необходимо создавать школы патриотов, собирать со всей Украины лучших из лучших, и учить, учить, учить. Учить всему передовому. Они должны быть первыми во всем. И, прежде всего в патриотизме. Но мы, по-видимому, никогда этого не сделаем, не тот национальный менталитет.

Можно утверждать, что главная ошибка украинского народа (думаю, это касается не только украинского народа) заключается в том, что он воспринимает нынешний украинский политически властный бомонд как элиту, вождей и лидеров нации, хотя фактически они такими вовсе не являются. Благодаря телевидению и, в частности, Савику Шустеру, каждый может в этом удостовериться лично. Демократия в переводе на украинский язык означает не свободу слова, не право избирать, а «власть народа», о чем мы все очень часто забываем. Поэтому народ должен воспринимать всех властных чиновников, включая Президента, народных депутатов Украины или членов Кабмина не как вождей, лидеров (не сотвори себе кумира), а исключительно как наемных работников, предназначенных для выполнения той или другой государственной работы. Вождями и лидерами они могут быть в своих семьях, тусовках, партиях, а на государственных должностях они обязаны ответственно и добросовестно отрабатывать выплачиваемую им заработную плату и те несметные льготы и надбавки, какие они сами себе установили.

Учитывая изложенное, я хочу предложить несколько абсолютно аксиоматических, то есть бесспорных, предложений.

Первое. Реализовать в действительности провозглашенный принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

С законодательной ветвью власти все понятно: Верховная Рада.

Учитывая менталитет нашего народа, главой исполнительной власти в украинском государстве должен быть Президент. При этом нет никакого Кабинета Министров. Президент сам формирует свою администрацию, которая фактически и является правительством, по примеру США, и сам несет полную ответственность за ее деятельность.

Судебную власть составляют Конституционный Суд и суды общей юрисдикции. В состав судебной власти включаются органы прокуратуры.

Все ветви государственной власти формируются самостоятельно и независимо одна от другой, и этот вопрос является исключительно принципиальным. Парламент и Президент Украины избираются народом сроком на пять лет на прямых выборах. Судьи КСУ, судов общей юрисдикции, и прокуроры назначаются на должности бессрочно Высшим советом юстиции, который действует на постоянной основе и формируется путем избрания прямым народным волеизъявлением по одному представителю от АР Крым, областей, городов Киева и Севастополя. То есть судебная власть также формируется народом.

Выборы парламента и президента должны быть разведены во времени: выборы президента проводятся через год после парламентских. Это делается для того, чтобы кандидаты в президенты могли разработать и подать на одобрение в парламент конкретные и конструктивные программы своей пятилетней деятельности на посту президента. Одобрение парламентом такой программы означает для избирателя, что программа деятельности того или другого кандидата в президенты поддерживается парламентом и совпадает с виденьем государственного и экономического развития парламента. Кроме этого, наличие такой утвержденной программы даст возможность обществу контролировать ход ее выполнения избранным президентом и соответственно реагировать на очередном референдуме о доверии президенту. Поскольку источником власти является исключительно народ Украины, то решать вопрос о прекращении полномочий и парламента и президента может лишь он путем проведения референдума. Парламент может самостоятельно назначить референдум о недоверии президенту, а президент так же самостоятельно может назначить референдум о недоверии парламенту. Однако, если народом инициатива парламента о недоверии президенту поддержана не будет, это имеет следствием прекращения полномочий парламента. И наоборот. Чтобы не забавлялись в референдумы зря.

Также, для того, чтобы представители законодательной, исполнительной и судебной власти не сговорились между собой, каждые два года одним из вопросов референдума, проведение которого не менее, чем раз на два года является обязательным, должен быть вопрос о доверии парламенту, Президенту и Высшему совету юстиции.

Второе. Почему наши народные депутаты так неэффективно работают, почему постоянно блокируют трибуну, львиную долю сессионного времени занимаются созданием разного рода комиссий, которые еще ни разу ни одного дела к логическому завершению так и не довели? Да в первую очередь потому, что подавляющее большинство народных депутатов по своей профессиональной подготовке абсолютно не готовы к осуществлению свого основного долга — к профессиональной работе по подготовке и принятию законов.

У нас в последнее время много говорят о профессионализме и ответственности власти. Но это просто слова, поскольку никто не объясняет, что такое профессионализм власти и что такое ее ответственность. Украинский парламент — это очевидная профанация профессионализма, это профессиональное дилетантство ниже любого допустимого уровня. Для того, чтобы стать народным депутатом, определять основные принципы внутренней и внешней политики государства, творить законы, которые являются основным регулятором общественных отношений, не нужно, кроме денег, ничего: ни образования, ни квалификационных экзаменов, ни специальных знаний. Вот и становятся депутатами артисты, журналисты, писатели, спортсмены, сваты, кумы, дети, охранники, секретарши. При таком подходе никогда не будет у нас высокопрофессионального, эффективно действующего, парламента, хоть какую избирательную систему не придумывай. При таких условиях выборы теряют любой смысл.

Никаких квалификационных профессиональных требований нет и в системе высших органов исполнительной власти. А потому проповедник американской церкви назначается Председателем СБУ Украины, инженер — Министром внутренних дел, спортсмен-автогонщик — Министром транспорта и связи, лицо без высшего образования — Министром юстиции. И такой перечень можно продолжить.

Ошибки неквалифицированных власть предержащих возможно не так заметны, как ошибки таких же слабо квалифицированных хирурга или пилота. Но последствия ошибок власть предержащих намного более опасны. Если от ошибок хирурга погибает несколько больных, от ошибки пилота — несколько сотен людей, включая и его самого, то непутевое руководство бомонда Украины за период независимости привело к смерти около шести миллионов украинцев.

Необходимо конституционно установить высокую планку профессиональной подготовки кандидатов в народные депутаты. Учитывая исключительную сложность заданий переходного периода, такую же исключительную запущенность отечественного законодательства, а, соответственно, огромный объем научной, творческой законодательной работы кандидатом в народные депутаты может быть лишь  тот гражданин Украины, который, кроме права голоса, имеет еще и научную степень ученого не ниже доктора юридических или экономических наук.

Таких народных законодателей в парламенте Украины хватило бы и пятидесяти, поскольку один настоящий доктор наук, настоящий ученый экономики или права по величине коэффициента полезной парламентской работы превысит несколько десятков нынешних парламентских поэтов, певцов, танцоров, журналистов, борцов, врачей и прочих, вместе взятых.

При таком подходе сразу становятся «непроходными» не только братья или другие родственники, водители, пресс-секретари, охранники, но и сами их боссы останутся за бортом ВР, поскольку для профессиональной работы в высшем законодательном органе они не годятся. Единственный реальный шанс для Украины выбраться из политико-экономического болота — это собрать лучшие умы, экономико-правовой интеллект государства в стенах парламента и осуществить тот прорыв, которого уже заждались. Иначе — конец. Конец независимости, суверенитета, конец Украине.

Очевидно, что шансов получить такой парламент при нынешнем властном бомонде нет никаких.

Еще одно обязательное условие профессионального подхода к выполняемой работе — ответственность. Наш политически властный бомонд — самый счастливый властный бомонд в мире: ему вообще неизвестно понятие ответственности за последствия своей деятельности. На сегодняшнем этапе, для наших депутатов (и не только для них) в Конституции необходимо предусмотреть соответствующие прямые и неотвратимые санкции за допущенные ими нарушения как Конституции, так и других законов Украины. Если написали в Конституции, что голосование на заседаниях Верховного Совета Украины осуществляется народным депутатом Украины лично, то указанную норму необходимо дополнить таким предложением: «нарушение указанного правила имеет последствием безусловное прекращение полномочий, как для депутата, который голосовал за другого депутата, так и для депутата, который передал ему свою депутатскую карточку для голосования». Только при таком условии в Верховном Совете не будет ни одного «пианиста».

Необходимо также ввести норму, которая бы предусматривала, что на депутатов распространяются нормы КЗоТ Украины, ЗУ «О государственной службе», которые предусматривают основания дисциплинарной ответственности, в том числе в части определения понятия прогула. Необходимо еще раз подчеркнуть, что должность народного депутата — не награда за труды праведные, а исключительно важная систематическая повседневная работа.

О судах и украинском судопроизводстве следует говорить отдельно. Украинские суды завалены делами, в которых одной из сторон есть субъекты властных полномочий. Президент, парламентарии и правительственные чиновники практически не вылезают из непрерывных заседаний КСУ. Чиновники рангами ниже непрерывно судятся в судах общей юрисдикции в миллионах дел с собственным народом. В нормальном правовом государстве решения Конституционного или подобного ему суда о несоответствии Конституции какого-то закона или отдельных его положений является чрезвычайным, шоковым событием для государства, всего общества. Такие решения выносятся крайне редко, возможно, один раз на десятилетие. В Украине добиться решения КСУ — все равно, что партию в шахматы сыграть, на такие решения у нас обращают внимание уже только специалисты, а Суд в результате начал работать в режиме обычного районного суда первой инстанции.

В правовом государстве депутаты, которые проголосовали за принятие антиконституционного закона, должны добровольно уйти в отставку. Потому нужно предусмотреть конституционную ответственность в виде прекращения депутатских полномочий тех депутатов, которые проголосовали за принятие антиконституционного закона, с момента вступления в силу решения об этом Конституционного Суда. То же и касательно Президента. Прошу поверить, все депутаты, Президент и его правительственные чиновники будут работать долго и счастливо, поскольку будут принимать лишь такие законы и указы, которые не будут противоречить Конституции.

Так же следует решать вопрос и относительно всех других должностных лиц: решение суда о признании неправомерными решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий должно быть безусловным основанием для обязательного привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности.

Как итог, три бесспорных тезиса: 1) выражение воли народа как реального и единственного источника власти через систематические выборы и референдумы (и не нужно думать, что это приведет к большим расходам, напротив, регулярный народный контроль и страх потери правительственными чиновниками полномочий будут иметь следствием огромную экономию бюджетных средств); 2) безусловное, без исключений, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 3) профессионализм и ответственность как основные, а, возможно, и единственные критерии при принятии на государственную службу, прохождении такой службы и ее прекращении.

Несмотря на очевидность приведенных доводов, уверен, что в Украине ничего в ближайшие годы не изменится. Голосуй сердцем, думать не нужно?

 

Василий Юрченко,

судья ВАСУ, г. Киев

XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Telegram канал Sud.ua
XX съезд судей Украины – онлайн-трансляция – день первый
Главное о суде
Сегодня день рождения празднуют
  • Михайло Слободін
    Михайло Слободін
    суддя Східного апеляційного господарського суду
  • Михайло Новіков
    Михайло Новіков
    член Комітету Верховної Ради України з питань правової політики