Украина получила в бюджет седьмой транш от МВФ в размере около 1,1 млрд долларов США в рамках четырехлетней программы Механизма расширенного финансирования Extended Fund Facility (EFF). 20 декабря исполнительный совет Фонда одобрил шестой пересмотр программы EFF.
Следующие меры, которые Украина должна будет принять, определены в совместном Меморандуме Украины и МВФ об экономической и финансовой политике.
Как следует из опубликованного документа, МВФ требует, чтобы украинские власти ускорили создание нового Высшего суда по публичным спорам и внесли изменения в Уголовный процессуальный кодекс. «Основные ближайшие задачи включают усиление Уголовного процессуального кодекса для помощи антикоррупционным институтам, принятие закона о создании Высшего суда по публичным спорам», - отмечает МВФ.
Напомним, как ранее отмечали НАБУ и САП, в УПК нужно отменить возможности закрытия уголовных дел из-за истечения срока расследования. Также прокурорам вместо следственных судей предлагается дать право продлевать сроки следствия.
Такие изменения значительно упростят работу правоохранителям, если они не смогли собрать доказательства вины в установленные сроки. Значит ли это, что фактически следствие сможет продолжаться вечно, в МВФ не уточнили. Впрочем, предыдущие законодательные предложения свидетельствуют, что такую отмену сроков предлагается ввести не только по коррупционным делам, но и делам, касающимся бизнеса.
Высший суд по публичным спорам
Как отмечается в Меморандуме, отбор судей Высшего суда по публичным спорам должен производиться с решающим голосом независимых экспертов. При этом структурный ориентир для выполнения, а именно принятие закона о создании суда, остается тем же – конец декабря 2024 года (хотя парламент уже в этом году, как ранее писала «Судебно-юридическая газета», скорее всего, не соберется). Впрочем, декабрь еще не закончился, поэтому вопрос оценки выполнения этого «маяка» будет перенесен на начало весны 2025 года.
«После роспуска Окружного административного суда Киева в декабре 2022 года мы примем закон о создании Высшего суда по публичным спорам (с первой и апелляционной палатами), который будет рассматривать административные дела против национальных государственных органов (например, НБУ, НАБУ, НАПК) прошедшими судьями. соответствующую проверку на профессиональную компетентность и добродетель с решающим голосованием независимых экспертов с международным опытом по модели Общественного совета международных экспертов (ГРМЕ).
В частности, в компетенцию нового суда попадут дела, относящиеся к компетенции ликвидированного Окружного административного суда Киева об обжаловании актов государственных органов, имеющих общегосударственные полномочия, а также административные дела о порядке работы отборочных конкурсных комиссий и комиссий по аудиту, включающих участие независимых экспертов (таких, как НАПК, НАБУ и САП).
Важно, что модель ГРМЕ будет использоваться для оценки добродетели кандидатов в Высший суд по публичным спорам.
Быстрое введение в действие нового закона о Высшем суде по публичным спорам путем назначения минимального количества судей в сроки, предусмотренные законом, позволит обеспечить независимое рассмотрение административных дел против национальных государственных органов и будет способствовать верховенству права» - отмечено в Меморандуме.
Напомним, Верховная Рада 3 декабря провалила все три законопроекта, предусматривающих создание в Украине нового специализированного суда.
Первый проект 12206 о порядке создания Высшего суда по публично-правовым спорам подавал заместитель председателя фракции «Слуга народа» Андрей Мотовиловец.
Впоследствии второй альтернативный законопроект о создании Высшего специализированного административного суда 12206-1 внес Кабмин в лице вице-премьер-министра по вопросам евроинтеграции – министра юстиции Ольги Стефанишиной.
Затем глава Комитета ВР по вопросам правовой политики Денис Маслов внес еще один законопроект 12206-2.
Но все три законопроекта не предусматривали применение модели ГРМЕ, как того требует МВФ.
В свою очередь общественные активисты, как писала «Судебно-юридическая газета», накануне проваленного голосования внезапно потребовали прибавить в полномочия нового суда дела о выборах Президента и парламента.
Впервые публично упоминание о необходимости создания в Украине суда по образцу Высшего административного суда появилось в «Плане реформ от Белого дома», направленного заместителем советника Белого дома Майком Пайлом на Координационную платформу доноров.
Изменения в УПК, прослушка, экспертиза для НАБУ
Как отмечает украинская сторона в Меморандуме, «мы по-прежнему привержены усилению эффективности антикоррупционных институций».
Также украинская сторона обещает (как следует из текста), что для усиления эффективных процедур расследования коррупции будут внесены дальнейшие изменения в Уголовный процессуальный кодекс, в частности:
Также в Меморандуме говорится о завершении внешнего аудита эффективности НАБУ с участием трех независимых экспертов с международным опытом. Завершение и публикация отчета планируется к концу февраля 2025 года. Обещано, что аудиторский отчет будет содержать четкие, аргументированные и основанные на доказательствах выводы, а также приоритетные рекомендации по эффективности НАБУ и его операционной и институциональной независимости.
Соответственно, также планируется провести внешний независимый аудит САП и опубликовать аудиторский отчет в соответствии с двухлетним периодом, предусмотренным в поправках к закону о САП от декабря 2023 года.
Кроме того, согласно «более широким планам реформирования судебно-экспертной системы для уголовно-исполнительной деятельности», планируется обеспечить, чтобы НАБУ до конца июля 2025 года получило доступ к независимым и компетентным судебно-медицинским экспертам.
Еще один «маяк» – это предоставление НАБУ полномочий по перехвату коммуникаций (прослушивание телефонных разговоров), а именно обеспечение НАБУ ресурсами, оборудованием и технологическими решениями, чтобы самостоятельно перехватывать связь стационарных и мобильных устройств.
В Меморандуме также говорится, что Украина до конца января 2025 года примет закон об усилении корпоративной уголовной ответственности, чтобы поддержать усилия страны по присоединению к Конвенции ОЭСР против взяточничества. «Закон будет применяться к частным и государственным юридическим лицам как резидентам, так и нерезидентам Украины и будет охватывать, среди прочего, национальные коррупционные преступления и соответствовать международным стандартам» - отмечено в документе.
Кроме того, Украина должна повысить эффективность режима окончательной бенефициарной собственности для выявления конфликта интересов. Отмечается, что до конца декабря 2024 Минюст усилит оперативную базу для получения достоверной и актуальной информации о конечных бенефициарных владельцах.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.