Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», в марте группа народных депутатов зарегистрировала законопроект 11068, которым предлагалось поднять сумму, с которой хищение имущества будет считаться уголовно наказуемым.
«Хищение чужого имущества станет уголовно наказуемым деянием, если его стоимость будет составлять в 2024 году более 4542 грн», - указывали авторы, среди которых председатель Комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Сергей Ионушас.
Так, в настоящее время совершение кражи в условиях военного положения сразу квалифицируется по ч. 4 статьи 185 УК, за что предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 5 до 8 лет.
При этом хищение чужого имущества считается мелким, если стоимость такого имущества на момент совершения правонарушения не превышает 0,2 необлагаемого налогом минимума доходов граждан. Таким образом, с 1 января 2024 года хищение чужого имущества является уголовно наказуемым деянием, если его стоимость составляет более 302,8 грн.
Как отмечали авторы, это приводит к массовой регистрации уголовных производств и приговоров с лишением свободы лицам, совершившим мелкие кражи.
К примеру, Ровенским городским судом по делу № 569/3055/23 30 января 2024 года вынесен приговор с наказанием в 3,7 лет лишения свободы мужчине, укравшему подгузники «Huggies» ультра комфорт, в количестве 50 шт., общей стоимостью 356 грн. 72 коп. (без НДС).
На проблему обратил внимание и Верховный Суд. Как ранее писала «Судебно-юридическая газета», коллегия судей Первой судебной палаты КУС в составе Верховного Суда 28 марта 2023 г. по делу №722/594/22 отметила, что масштаб применения тяжких наказаний за кражу невольно напоминает применение «закона о 5 колосках» , обратив внимание на проблему толкования признака «в условиях военного положения».
В свою очередь, авторы законопроекта указывали, что «судебная практика привлечения к уголовной ответственности за кражу в условиях военного положения свидетельствует, что наказание за совершение кражи не соразмерно. Такая ситуация требует урегулирования путем поднятия размера суммы, разграничивающей административную и уголовную ответственность».
Следовательно, авторы законопроекта предлагали отдельно записать, что «мелкое хищение чужого имущества считается совершенным в значительном размере, если стоимость такого имущества на момент совершения правонарушения не превышает 3 необлагаемых налогом минимума доходов граждан», то есть 4542 грн по состоянию на 2024 год.
Что изменилось ко второму чтению
Однако при подготовке законопроекта 11068 ко второму чтению непосредственно норму о том, что считать мелким хищением чужого имущества – вообще убрали, что, очевидно, может добавить работы для правоохранителей и судов относительно разграничения ответственности. Вместо этого Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности решил добавить «классификацию» мелкой кражи в статью 51 КУоАП.
Кроме того, при подготовке законопроекта о мелких кражах ко второму чтению в нем появились нормы о социальной защите работников Государственного бюро расследований (ГБР), их права применять меры физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие. Также члены Комитета решили добавить в этот законопроект нормы о порядке отстранения прокуроров Генпрокурором.
«В подготовленном ко второму чтению законопроекте, в нарушение требований ч. 1 статьи 116 Регламента ВР, предлагается внесение поправок, не охватываемых предметом правового регулирования законопроекта, принятого Верховной Радой за основу с целью усиления ответственности за мелкое хищение чужого имущества» - отметили в Главном юридическом управлении.
Следовательно, законопроект теперь имеет более расширенное название «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и некоторые другие законов Украины об усилении ответственности за мелкое хищение чужого имущества и урегулирование других вопросов деятельности правоохранительных органов».
Кроме изменений о социальной защите ГБР и отстранения прокуроров, также вносятся изменения в статью 22 КУоАП, которая регулирует возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения. Пока запрета применить такое освобождение за мелкое хищение чужого имущества при малозначительности нет.
Депутаты предлагают внести изменения в примечание к статье 22, что положения об освобождении по малозначимости не применяются к правонарушениям, предусмотренным частями 3 и 4 статьи 51 КУоАП. То есть лицо нельзя будет освободить от административной ответственности в случае повторного в течение года совершения мелкого хищения имущества.
Также предлагается установить, что административное взыскание за мелкое хищение имущества могло быть наложено в течение 6 месяцев со дня его обнаружения, но не позднее 2 лет со дня его совершения.
Статья 51 КУоАП (мелкое хищение чужого имущества) излагается в новой редакции:
Также предлагается, чтобы владелец предприятия, учреждения, организации не мог составлять протокол за мелкое похищение имущества.
«По нашему мнению, предложенная концепция, по которой предлагается искусственная классификация мелкого хищения чужого имущества по признаку стоимости похищенного имущества, не имеет как теоретической основы, так и практической потребности. В таком случае нечеткость и двусмысленность формулировки «мелкое хищение чужого имущества» может привести к произвольному толкованию в правоприменительной практике этого термина», - прокомментировали в своем заключении эксперты Главного юридического управления Аппарата Верховной Рады.
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.