При подготовке ко второму чтению законопроекта об усилении ответственности за мелкое хищение чужого имущества №11068 Комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности решил урегулировать в нем также порядок отстранения прокуроров от исполнения служебных полномочий на время проведения служебного расследования или проверки добропорядочности. При принятии законопроекта в первом чтении этих норм не было.
А именно речь идет об изменениях в Закон «О прокуратуре», предусматривающих, что по представлению Генеральной инспекции Генеральный прокурор может отстранить прокурора от исполнения служебных полномочий при проведении служебного расследования или проверки добропорядочности.
Так, ч. 1 ст. 9 закона предлагается дополнить полномочиями Генпрокурора по представлению Генеральной инспекции «отстранять прокурора от исполнения служебных полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Законом».
В статье 64 установить, что полномочия прокурора останавливаются в случае отстранения от исполнения служебных полномочий при проведении служебного расследования или проверки добропорядочности в порядке, утвержденном Генеральным прокурором, до окончания служебного расследования или проверки добропорядочности.
При этом на время отстранения от должности, отстранения от исполнения служебных полномочий за прокурором сохраняется заработная плата и ему могут поручать задачи, выполнение которых не влияет на объективность проверки (расследования) и не создает оснований для возможности воздействия на проверяющих лиц (или лиц, которые предоставляют необходимые сведения для их проведения).
Как отметило Главное юридическое управление, согласно п. 5 ч. 1 статьи 9 Закона Генеральный прокурор назначает на должности и освобождает от должностей прокуроров Офиса Генерального прокурора.
«Учитывая это, предложенные положения проекта целесообразно уточнить, поскольку непонятно, о каких именно прокурорах идет речь – прокурорах прокуратур всех уровней или прокурорах Офиса Генерального прокурора.
Кроме того, обращаем внимание, что в действующем Законе, в частности в статье 46 «Открытие дисциплинарного производства и проведения проверки дисциплинарной жалобы» предусмотрено отстранение прокурора от должности. И только в статье 64 Закона, посвященной вопросам приостановления полномочий прокурора, указано, что полномочия прокурора останавливаются в случае отстранения от исполнения служебных полномочий в порядке, предусмотренном Законом «О предотвращении коррупции», - до окончания рассмотрения судом дела об административном правонарушении, связано с коррупцией. Таким образом, в Законе используется разная терминология «отстранение прокурора от должности» и «отстранение от исполнения служебных полномочий», что свидетельствует об отсутствии единства терминологического аппарата в Законе», - отмечает ГЮУ.
Кроме того, по мнению экспертов юридического управления, ч. 2 статьи 64 Закона в редакции проекта не учитывает принцип правовой определенности, поскольку использованная в этой части формулировка «выполнение которых не влияет на объективность проверки (расследования) и не создают оснований для возможности влияния на лиц, которые проводят проверку (расследование) или предоставляют необходимые сведения для их проведения», имеет оценочный характер, то есть определяемый в каждом конкретном случае, и зависит исключительно от субъективного мнения субъекта правоприменения. К тому же не способствует однозначности понимания положения «предоставляют необходимые сведения для их проведения».
Автор: Наталя Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на наш VIBER, страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.