22 февраля Верховная Рада приняла в целом как закон законопроект 5865 о внесении изменений в Закон «О государственном регулировании рынков капитала и организованных товарных рынков» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно регулирования и надзора на рынках капитала и организованных товарных рынках. Законопроект был внесен в Раду еще 26 августа 2021 года.
Однако свежую сравнительную таблицу ко второму чтению депутаты подготовили только недавно – 19 февраля 2024 года, она содержит 910 страниц.
В Главном юридическом управлении Верховной Рады в крайне сжатые сроки был в четвертый раз проанализирован подготовленный для рассмотрения во втором чтении проект. Там отметили, что в доработанной редакции остались неучтенными большинство высказанных ранее замечаний, в том числе принципиальных по поводу неконституционности правового статуса Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, нарушения порядка взаимодействия между регулятором рынка и государственными органами других ветвей власти (Президентом, Верховной Радой, Кабинетом Министров Украины), нарушение общих принципов бюджетного и фискального законодательства при урегулировании вопроса финансирования Комиссии, переборе на себя полномочий правоохранительных органов по проведению досудебного расследования, нарушении принципов применения ответственности к субъектам хозяйствования.
Проектом предлагаются изменения в статью 6 Закона «О государственном регулировании рынков капитала и организованных товарных рынков», положениями которой определяются место Национальной комиссии по рынкам капитала и организованным товарным рынкам в системе органов государственной власти Украины, порядок ее образования, отдельные элементы ее структуры.
Предусмотрено, что «Национальная комиссия по рынкам капитала и организованным товарным рынкам (Комиссия) является государственным коллегиальным органом, подчиненным Президенту Украины, подотчетным Верховной Раде Украины». В то же время другими положениями проекта, определяющими правовой статус Комиссии, она наделяется рядом властных полномочий.
В частности, предусмотрено, что «Комиссия в соответствии с требованиями и в порядке, установленном законом, разрабатывает, утверждает и издает нормативно-правовые акты, обязательные к исполнению органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, участниками рынков капитала и организованных товарных рынков и их объединениями. Контроль за исполнением нормативно-правовых актов Комиссии и актов индивидуального действия Комиссии осуществляется Комиссией в порядке, предусмотренном законом. При нарушении требований таких актов Комиссия применяет меры воздействия контрольного характера».
Также Закон о регулировании рынков дополняется статьей 34, вводящей проведение Комиссией расследований на рынках капитала и организованных товарных рынках. Соответственно уполномоченный на проведение расследования в процессе проведения расследования, в частности, имеет право:
Анализ действующего законодательства свидетельствует, что законодатель наделяет правоохранительные органы полномочиями, адекватными общественно опасным действиям, в отношении которых осуществляется оперативно-розыскная деятельность, досудебное расследование с установлением контроля над деятельностью этих органов.
«Вместо этого положениями проекта предлагается наделить Комиссию несвойственными органам регулирования рынков полномочиями правоохранительного органа. Комиссия и ее работники уполномочиваются на использование уголовно-процессуального инструментария при фактическом отсутствии уголовных правонарушений, не учитывающего статус этой Комиссии, ее правовой природы, принципов деятельности, задачи», - отметили в Главном юридическом управлении.
Автор: Наталья Мамченко
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал t.me/sudua и на Google Новости SUD.UA, а также на нашу страницу в Facebook и в Instagram, чтобы быть в курсе самых важных событий.